Бесплатная консультация юриста:
Москва и область: +7 (499) 677-15-69
Санкт-Петербург и область: +7 (812) 429-73-11
Закрыть окно
Главная / Средства индивидуализации / Словесный товарный знак: преимущества, недостатки, регистрация

Регистрация словесного товарного знака

3464
Последние изменения: ноябрь, 2018 года

Регистрация словесного товарного знакаТоварный знак на сегодняшний день остается самым популярным и значимым средством индивидуализации в предпринимательских отношениях. Зарегистрировано их огромное количество. Основным признаком торговых марок, как известно, является уникальность, т.е. один товарный знак не должен быть похож на другой. Ситуация усложняется тем, что с каждым разом создать уникальное обозначение все более проблематично. Здесь приходит на помощь норма Гражданского кодекса, позволяющая регистрировать разные виды обозначений  – например, словесные, изобразительные, звуковые и другие. В статье поговорим о словесном товарном знаке, обратим внимание на его особенности, недостатки и достоинства.

Общая характеристика

Из самого названия явствует, что такие торговые марки состоят лишь из слов или словосочетаний. Никаких дополнительных элементов вроде картинок указывать не требуется, достаточно лишь словесного элемента, который, впрочем, должен быть уникальным, выделять обозначение среди множества других. Охраняется также и шрифт, которым начертаны слова. Когда специалисты в области интеллектуальной собственности (например, О.А. Городов) проводят анализ зарегистрированных в России товарных знаков, то отмечают: словесный товарный знак выбирается предпринимателями в 80% случаев. Почему же субъекты предпринимательства отдают предпочтение именно этой разновидности торговых марок?

Преимущества

Регистрация словесного товарного знакаПервым достоинством таких обозначений является простота. Достаточно придумать яркое запоминающееся слово или комбинацию из слов, написать все это необычным шрифтом, и Роспатент одобрит заявку (естественно, при соблюдении вами требований Гражданского кодекса). Классический пример – легендарный товарный знак Coca-Cola. Шрифт, которым написано это слово, придумал Фрэнк Робинсон, и по сей день обозначение в такой форме охраняется как торговая марка. Сегодня бренд Coca-Cola знают во всем мире.

Кроме того, с помощью творческого подхода можно сделать даже из простого слова яркое изображение, которое, тем не менее, будет охраняться как торговая марка в словесной форме. Примеры – товарный знак Max Factor (см. №302964 в реестре ФИПС) и другие.

Очень часто субъекты предпринимательской деятельности в товарных знаках употребляют слоганы, которые тоже могут попасть под охрану интеллектуальным правом. Слоганы используются для индивидуализации товаров в таких торговых марках, как Tefal, Toyota, МТС и многих других, но отметим, что они будут охраняться только тогда, когда вы прямо укажете это в заявке, подаваемой в Роспатент.

К плюсам следует отнести и более быстрое рассмотрение заявки в Роспатенте, если сравнивать с регистрацией торговых марок других разновидностей. Это связано с тем, что словесные обозначения проверить на уникальность и на наличие различительных свойств гораздо проще, чем другие виды товарных знаков. Впрочем, это представляется не таким важным.

Наши юристы знают ответ на ваш вопрос
Юрист онлайн
Если вы хотите узнать, как решить именно вашу проблему, то спросите об этом нашего дежурного юриста онлайн. Это быстро, удобно и бесплатно!
или по телефону:
  • Бесплатная консультация юриста по телефону Москва и область: +7-499-938-54-25
  • Бесплатная консультация юриста по телефону Санкт-Петербург и область: +7-812-467-37-54
  • Бесплатная консультация юриста по телефону Федеральный: +7-800-350-84-02

Недостатки

Конечно, товарный знак – дело второе, куда более важным является сам товар. Так, товару низкого качества вряд ли поможет даже самый яркое обозначение, индивидуализирующее его. Но, тем не менее, товарные знаки других видов выглядят более оригинально по сравнению со словесными. В частности, интересные изобразительные элементы привлекают потребителей больше (см., к примеру, свидетельство №325494 в реестре), не говоря уже о прочих оригинальных видах (можно, вспомнить известнейшую мелодию Intel, которая зарегистрирована как звуковой товарный знак). И хотя японское качество бренда Makita трудно поставить под сомнение, но их словесное обозначение (№105071) явно уступает по оригинальности. Правда, компания, как видно, и не ставила себе цель создать уникальное обозначение, сделав упор на производство товара, что представляется правильным.

К минусам также можно отнести «занятость» большинства интересных слов и словосочетаний. И связано это в ряде случаев с намеренными и недобросовестными действиями других компаний, которые регистрируют уникальные обозначения, а затем продают их тем, кто хотел стать владельцем такого же, но оно оказалось уже зарегистрировано. Что же касается изобразительных и других обозначений, то они затронуты вышеупомянутым случаем значительно меньше в силу своего многообразия.

Регистрация словесного товарного знака

Регистрация словесного товарного знака

Мы уже вскользь отметили, что регистрация происходит несколько быстрее, потому что обозначение, состоящее из слова (или слов), проще проверять на тождество и сходность  с другими. Есть и еще некоторые нюансы, о которых стоит сказать.

Очень важно при составлении заявки в Роспатент в графе «место для товарного знака» не просто произвольно написать желаемое обозначение, но сделать это в том цвете, в котором вы хотите, тем же шрифтом, тем же размером букв. Именно эти свойства  в совокупности и будут отличать ваш товарный знак от тысяч других.

Теперь немного о допустимости словесных обозначений. Вы можете использовать как существующие слова, так и выдуманные. Помните, что закон предъявляет требование, что обозначение не должно путать потребителя, т.е., к примеру, регистрировать товарный знак «Промгаз» по отношению к продовольственным товарам будет неправильно, такая заявка будет отклонена. Нельзя забывать, что товарный знак призван индивидуализировать продукцию, поэтому нельзя использовать обозначение «Хлеб», а «Вкусный хлеб» - это указание на характеристику товара, что тоже не будет одобрено регистрирующим органом. Также нельзя, чтобы товарный знак содержал слова, которые не соответствуют моральным принципам и нормам (например, нецензурные слова). Есть и некоторые иные требования (см. ст. 1483 ГК РФ).

Таким образом, словесная форма является универсальной. При умелом подходе даже из простых слов можно создать достаточно запоминающееся обозначение, которое будет узнаваемо на рынке.

Ваша оценка данной статье:
Бесплатный вопрос юристу

Будет интересно почитать

Обсуждение
нет комментариев
Оставить комментарий
Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Отправить комментарий

Уведомлять меня о новых комментариях к этой статье