Как правильно оформить квартиру в собственность?

2225
16 мая 2018 г.

Оформление квартиры в собственность – процесс, в результате которого происходит смена собственника. С июля 2015 года процедура вступления в права значительно упростилась. Это связано с введением поправок от 13.07.2015 года в Федеральный Закон № 218 «О госрегистрации недвижимого имущества».

Процедура регистрации квартиры

Процедура регистрации квартирыСогласно действующему законодательству, право собственности регистрируется в Едином реестре недвижимости в обязательном порядке. Основным документом, необходимым для этой процедуры, является правильно составленный договор. Для процедуры оформления необходим договор купли-продажидарения или обмена. Также квартира может оформляться в результате документов на наследство.  

Оформление права собственности на недвижимость возможно с соблюдением следующей последовательности действий:

  1. Необходимо заключить соответствующей договор передачи собственности от старого владельца новому. Если речь идет о покупке квартиры, требуется заключение договора купли-продажи. В случае с дарением необходим договор дарения.
  2. Для регистрации сделки нужно оплатить государственную пошлину и собрать необходимые документы. 
  3. Документы можно подать в ближайший отдел Росреестра или МФЦ. Так как в большинстве территориальных округов действует электронная очередь, не требуется предварительная запись.
  4. Ответственный сотрудник примет документы и представит расписку в их получении. Он же сообщит, когда можно будет забрать документы.
  5. В назначенный день вы получите свои документы. В качестве подтверждения полученной собственности представляется выписка из государственного реестра недвижимости.  

С 2016 года Росреестр перестал выдавать свидетельство о собственности. Это связано с принятием поправок в Закон № 218.

Приостановка госрегистрации

Регистратор может остановить процедуру в следующих случаях:

  • Неполный пакет документов;
  • Сомнение в достоверности представленных сведений или подлинности документов.

В этих случаях проводится отдельная экспертиза представленных документов. Сотрудник Росреестра решает, необходимо ли запрашивать дополнительные документы. Сомнения могут возникнуть в следующих случаях:

  1. Несоответствие паспортных данных в договоре и паспорте;
  2. Неверное указание адреса или площади квартиры;
  3. Неправильно оформления доверенность или недостаточные полномочия у того, кто действует по доверенности;
  4. Наложен арест на имущество судебными приставами;
  5. Наложено обременение, такое как ипотека.

Приостановление по причине обременения проводится в срок не более месяца.

Без достаточных на то оснований и по заявлению одной стороны отмена регистрации или ее приостановление не производится.

Если планируется приостановка процедуры, сотрудник Росреестра уведомит об этом заявителя в письменной форме. Как правило, регистратор запускает процедуру приостановки на месяц. Этот срок необходим для устранения недостатков. Если это невозможно сделать за такой период, можно написать заявление о приостановке на 3 месяца. За это время можно устранить все недостатки. Если заявитель не устранит недостатки, регистратор откажет в регистрации.

Нотариальное удостоверение договора

Нотариальное удостоверение договораМногих интересует, обязательно нотариально или нет удостоверять договор. Это полностью зависит от особенностей сделки и от того, кто выступает в качестве продавца.  

Если в качестве продавца выступает застройщик, услуги нотариуса не потребуются в данном случае договор готовится юристами строительной компании. Отдельное удостоверение копии договора у нотариуса может потребоваться в случае долевого участия. Но это не относится к процедуре заключения договора.

Как правило, нотариальное заверение используется только на вторичном рынке. Обязательное заверение требуется в следующих случаях:

  • При продаже квартиры с условием договора на пожизненное содержание иждивенца;
  • При продаже доли, если собственность совместная;
  • Продажа всей квартиры, находящейся в совместной собственности;
  • Продажа квартиры, принадлежащей ограниченно дееспособному лицу или несовершеннолетнему.

В остальных случаях купля-продажа недвижимости возможна без участия нотариуса. Участники сделки могут решать совместно, насколько им это необходимо. Можно просто заполнить договор и подписать его при сотруднике органа Росреестра или в МФЦ.

Список документов

Федеральный закон № 218 устанавливает перечень документов, при наличии которых возможно получение права собственности на недвижимость:

  1. заявление установленного образца;
  2. договор о заключении сделки;
  3. передаточный акт;
  4. квитанция об оплате госпошлины;
  5. выписка из ЕГРП;
  6. технический паспорт на квартиру;
  7. паспорта участников сделки;
  8. свидетельство о рождении ребенка, если на него оформляется собственность;
  9. доверенность, если от заявителя выступает другое лицо.

Документы не примут, если отсутствует оплаченная квитанция об оплате госпошлины. Для регистрации права собственности на жилой объект придется оплатить 2000 рублей.  

Проверка юридической чистоты

Проверка юридической чистоты​Не стоит сразу же заключать договор на понравившуюся квартиру. В первую очередь необходимо проверить ее на чистоту сделки. Если вы работаете с агентом, он выполнит эту работу за вас. Но при самостоятельной работе следует самостоятельно запросить требуемые документы. Потребуйте от собственника следующее:

  • выписка из домовой книги с указанием лиц, зарегистрированных в квартирах;
  • архивная выписка, в которой указываются все ранее зарегистрированные;
  • копия лицевого счета, чтобы убедиться в отсутствии долгов по квартплате;
  • выписка из ЕГРП.

В выписке из ЕГРП видно, находится ли квартира под обременением. Если это так, сделку заключить не получится. Если есть долги по квартплате, можно договориться об уменьшении стоимости договора.

Особое внимание необходимо уделить архивной выписке из лицевого счета. Если из квартиры выписали ребенка непосредственно перед совершением сделки, могут возникнуть вопросы у регистрирующего органа. Необходимо убедиться, что права ребенка не были нарушены. В противном случае органы опеки могут опротестовать сделку. И даже если они этого не сделают, по достижении совершеннолетия ребенок может отстоять свои интересы в судебном порядке. Если к собственнику нет нареканий, оформление недвижимости можно начинать без опаски. 

Сроки регистрации

После получения пакета документов специалист регистрационной службы обязан провести тщательную проверку всех сведений. В завершении проверки проводится запись о смене собственника в государственном реестре. Срок регистрации зависит от следующего:

  • 7 дней в случае сдачи документов непосредственно в Росреестр;
  • 9 дней при подаче документов в МФЦ.

В результате, для оформления квартиры в свою собственность необходимо собрать наиболее полный пакет документов и заранее проверить сделку на юридическую чистоту. Только в этом случае можно надеяться на своевременную регистрацию и получение квартиры в собственность за минимальные сроки. После этого вы можете полноценно владеть и распоряжаться квартирой.

Ваша оценка данной статье:
Бесплатный вопрос юристу
Вам будет интересно
Комментарии (0)
Ваш e-mail не будет опубликован.
Обязательные поля помечены *
Ваш комментарий будет первым!