Институт субсидиарной (дополнительной) ответственности по долгам основного должника существует в российском законодательстве с 1994 года, когда был принят и вступил в силу ГК РФ. Однако применительно к вопросам распределения ответственности между компанией и лицами (органами), ответственными за ее деятельность, до середины-конца 2000-х годов общие положения ГК использовались достаточно редко.
Исходя из сложившейся практики тех времен весь объем финансовой, имущественной ответственности практически всегда возлагался на саму компанию. В случае недостаточности ее имущества и финансовых ресурсов, речь могла заходить о привлечении к дополнительной ответственности собственников и руководства, но всегда при этом предполагалось наличие серьезных доказательств их причастности и вины в образовании ущерба, непогашенных обязательств или денежных долгов.
Все изменилось после кризиса конца 2000-х годов, когда банкротство предприятий, самые разнообразные средства альтернативной ликвидации, ухода от ответственности и сокрытия активов от взыскания превратились в массовые явления. В виду пробелов в законодательстве, его противоречивости, а главное – наличия презумпции невиновности контролирующих бизнес лиц, вероятность получения кредиторами должного в полном объеме сводилась к минимуму. Многие компании специально банкротились ради официального списания долгов, при этом наличие компетентного и опытного юриста практически гарантировало отсутствие у собственников и руководства несостоятельной компании каких-бы то ни было проблем.
После внесения изменений в ГК РФ и законодательство о банкротстве основания и условия привлечения собственников, руководства компании и иных контролирующих предприятие лиц серьезно изменились. Более того, ответственность генерального директора за долги ООО стала, во-первых, основной после ответственности самой компании, во-вторых, перестала подпадать под презумпцию невиновности, пока не доказано обратное. На сегодняшний день при наличии признаков несостоятельности (банкротства) предприятия кредиторам даже не нужно определять, можно ли директора привлечь к субсидиарной ответственности. Если имущества и денежных средств фирмы окажется недостаточным для покрытия всех обязательств, обязательно будет рассмотрен вариант привлечения ее руководителя к дополнительной ответственности, причем за счет его личного имущества.
Ответственность директора ООО по долгам: основания и условия привлечения
Основный массив дел, касающихся привлечения руководителя компании к субсидиарной ответственности по долгам ООО, приходится на дела о банкротстве. По иным процедурам этот вопрос решается скорее в частном порядке, исходя из обстоятельств дела и наличия оснований, предусмотренных в ст.399 ГК РФ.
Согласно положениям законодательства о банкротстве:
- Руководитель должника будет нести персональную (не субсидиарную) гражданскую ответственности, если нарушит положения закона о банкротстве и тем самым причинит ущерб.
- При нарушении обязанности инициирования банкротства (подачи соответствующего заявления) руководитель может быть привлечен к субсидиарной ответственности в части обязательств компании, возникших после наступления такой обязанности.
- В случае признания фирмы банкротом и определения факта наступления банкротства в силу действия (бездействия) руководителя он будет нести субсидиарную ответственность по всем обязательствам компании наравне с другими контролирующими должниками лицами.
- По умолчанию считается, что банкротство наступило в силу действий (бездействия) руководителя, пока им не доказано иное, в случаях:
- отсутствия документов бухучета и (или) финансовой отчетности, а равно отсутствия в них установленной законом информации либо ее искажения;
- причинения материального (имущественного) вреда кредиторам в результате сделки (сделок) компании, заключенной, одобренной гендиректором или совершенной им в свою пользу;
- превышения требованиями кредиторов 3 очереди, связанными с нарушениями компанией или ее руководителем административного, налогового, уголовного законодательства, 50% от совокупного размера включенных в реестр требований кредиторов этой очереди (действует с июня 2016 года).
- Директор (гендиректор) может быть привлечен к субсидиарной ответственности и по иным основаниям, правда, в этом случае обязанность доказывания вины руководителя возлагается на кредиторов.
- Объем субсидиарной ответственности руководителя охватывает не только включенные в реестр требования кредиторов, но и заявленные после его закрытия, а также все текущие неисполненные обязательства, которые невозможно погасить за счет активов компании-должника. Этот объем ответственности в отношении руководителя может быть уменьшен судом после рассмотрения представленных доказательств.
Несмотря на то, что у компании может быть несколько контролирующих лиц, включая и руководителя, привлеченных к ответственности, ее размер не распределяется равномерно или в определенных долях. Все будут отвечать солидарно, а значит, к руководителю может быть изначально предъявлен весь объем требований. Задача снижения размера своей ответственности – задача самого руководителя, как и каждого из привлекаемых к ответственности лиц.