Какие у коммерческого директора ООО должностные обязанности?

7445
Изменения: январь, 2024 года

К числу ключевых должностей на частном предприятии можно отнести должность коммерческого директора. В чем заключается специфика его работы? Какие обязанности он может исполнять?

Обязанности коммерческого директора в ООО

Чем занимается коммерческий директор фирмы?

Должностные обязанности коммерческого директора ООО определяются спецификой тех задач, которые человек, занимающий данную позицию, решает в ходе работы. В частной фирме — в формате ООО или АО, это не принципиально, подобные задачи чаще всего такие:

1. Определение стратегических приоритетов в выстраивании политики продаж в фирме.

При этом интенсивность данного направления работы коммерческого директора будет зависеть, прежде всего, от масштабов бизнеса. Как правило, чем больше фирма, тем чаще человеку, который занимает данную позицию, приходится участвовать в принятии решений, связанных с определением стратегии в части выстраивания политики продаж.

2. Определение характеристик реализуемого компанией продукта.

Если товар или услуга, которые продаются фирмой, предназначены, прежде всего, для физлиц — то есть, если они реализуются в сегменте B2C, то коммерческий директор может быть не так сильно вовлечен в процесс определения характеристик продукта. За решение соответствующих задач может отвечать, к примеру, группа разработчиков или инженеров.

Однако если продукт предназначен для рынка B2B, то есть, сегмента, при котором покупатель продукта — юридическое лицо, другой бизнес, то коммерческий директор может более активно вовлекаться в определение желательных для потенциального или действующего клиента характеристик товара или услуги.

Это обусловлено тем, что коммерческий директор, вероятно, будет одним из участников переговоров организации с представителями фирмы-покупателя при заключении контракта на поставку товара или оказание услуг. Ему лично предстоит выяснить то, какими будут потребности покупателя и инициировать необходимые изменения в процессе выпуска товара — под соответствующие потребности клиента.

В случае с физлицами встречи коммерческого директора с потребителями, скорее всего, будут достаточно редкими. Поэтому, полномочия по определению оптимальных характеристик товара здесь могут быть делегированы узким специалистам, которые, проведя необходимые исследования, изучив конкурентные продукты, а также получив, если потребуется, оценки экспертов, выработают нужные характеристики реализуемого товара или услуги.

3. Организация необходимых внутрикорпоративных и межкорпоративных коммуникаций по вопросам продаж.

В рамках структуры большинства корпораций, так или иначе, можно выделить подразделения, отвечающие преимущественно за продажи, а также и отделы, связанные — хоть и косвенно, с продажами, но выполняющие вспомогательную, сопровождающую функцию. Для предприятия важна слаженная работа тех и других, и в компетенции коммерческого директора может входить стимулирование выстраивания данной работы.

4. Оптимизация механизмов продаж.

Данный тип задач правомерно отнести к числу прикладных, и, в то же время, самых типичных для коммерческого директора. Решать вопросы по выбору каналов продаж, поставщиков, партнеров, коммерческий директор должен уметь лучше всех в компании — собственно, потому он и будет занимать свою должность.

В подчинении человека, занимающего данную должность на крупном предприятии, скорее всего, будет достаточно большое количество специалистов, решающих более локальные задачи по оптимизации механизмов продаж. Коммерческий директор будет координировать их работу, устанавливать планы, определять критерии оценки результатов работы подчиненных.

В небольшой же фирме (особенно, если основной профиль которой — собственно, продажи) коммерческому директору, вероятно, предстоит решать основной объем задач по оптимизации механизмов продаж самостоятельно.

5. Прочие задачи.

К таковым можно отнести:

  • ведение документации, отчетности;
  • решение кадровых вопросов (например, проведение собеседований, принятие решений по заключениям трудовых договоров со специалистами вверенного директору профиля);
  • организацию обучения подчиненных — в том числе и с приглашением специалистов из других фирм;
  • саморазвитие в части профессиональных компетенций — рост бизнеса предопределяется личностным ростом его руководителей.

Перечни задач, решаемых коммерческим директором, а также его права и обязанности, которые влияют на отношения между коммерческим директором и владельцами фирмы, могут фиксироваться в отдельном документе — должностной инструкции.

Стоит отметить, что составление должностной инструкции в ООО, которые ведут деятельность как частные бизнесы, необязательно (в отличие от некоторых сегментов в государственном секторе). Вместе с тем, должностная инструкция — один из самых удобных инструментов регламентации работы сотрудника, в том числе и занимающего серьезную должность коммерческого директора.

Имея на руках должностную инструкцию, коммерческий директор сможет повысить эффективность планирования своего труда — исходя из тех задач, которые перед ним стоят, а также прав и обязанностей, установленных в соответствующем внутрикорпоративном нормативном акте.

Рассмотрим то, какие положения могут присутствовать в должностной инструкции коммерческого директора хозяйственного общества.

Должностная инструкция коммерческого директора: структура и основные положения

Должностная инструкция коммерческого директора, как и большинство других документов аналогичного назначения, может состоять из следующих основных блоков:

  1. Общих положений.

Здесь могут присутствовать формулировки:

  • о принадлежности должности коммерческого директора к группе руководителей фирмы;
  • устанавливающие порядок назначения, подчиненность коммерческого директора;
  • о порядке перехода полномочий коммерческого директора иным лицам в соответствии с локальными нормативными актами;
  • о квалификационных требованиях к кандидатам на должность коммерческого директора;
  • о нормативной базе, на которую человек, занимающий соответствующую должность, обязан опираться в своей трудовой деятельности.
  1. Блок, регламентирующий должностные обязанности коммерческого директора в ООО или хозяйственном обществе иного типа.

К числу типичных обязанностей коммерческого директора, которые отражаются в должностных инструкциях, можно отнести:

  • руководство процессами материального и технического снабжения фирмы;
  • руководство сбытом, хранением, транспортировкой продукции (либо работой подразделений, которые отвечают за оказание услуг);
  • организацию составления и оптимизации производственных и финансовых планов, постановки целей и задач в области ведения продаж;
  • организацию разработки внутрикорпоративных нормативов и положений в области снабжения производства и сбытовых подразделений;
  • организацию разработки внутрикорпоративных стандартов качества товаров и услуг;
  • консультативную и практическую помощь подчиненным сотрудникам и специалистам сторонних подразделений в вопросах продаж (и иных, что находятся в компетенции коммерческого директора);
  • контроль над работой подчиненных, стимулирование подчиненных к достижению поставленных целей, содействие успешного решения ими текущих задач;
  • контроль над своевременным составлением отчетности, планов, справок и разъяснений, в том числе предоставляемых по требованию тех или иных уполномоченных лиц;
  • контроль над выполнением планов в части достижения установленных финансовых показателей деятельности предприятия;
  • участие в проведении переговоров с партнерами фирмы, клиентами, инвесторами, кредиторами, заключение сделок от имени фирмы в пределах своей компетенции;
  • взаимодействие с государственными, муниципальными, международными организациями в пределах своей компетенции;
  • представительскую работу — в рамках участия в семинарах, конференциях, выставка;
  • работу со СМИ — в пределах своей компетенции.
  1. Блок, в котором отражаются права коммерческого директора.

Чаще всего коммерческий директор хозяйственного общества имеет следующие права:

  • на представление интересов фирмы в правоотношениях со сторонними организациями — частными, государственными, муниципальными, международными;
  • на постановку задач перед подчиненными и применение в установленном порядке дисциплинарных мер в случае их невыполнения;
  • на участие в реализации кадровой политики в рамках подчиненных подразделений фирмы;
  • на получение от других сотрудников необходимых ресурсов и информационной поддержки в целях, предусмотренных должностной инструкцией;
  • на участие в заседаниях руководящих органов предприятия в случаях, которые предусмотрены локальными нормативными актами;
  • на участие в разработке локальных нормативных актов;
  • на внесение на рассмотрение руководством фирмы различных вопросов по оптимизации работы подразделений фирмы, ответственных за ведение политики продаж;
  • на получение доступа к необходимым организационно-техническим ресурсам и документам в целях решения задач, возникающих в ходе работы.

Безусловно, приведенный нами перечень прав и обязанностей коммерческого директора нельзя считать закрытым. Отмеченные нами выше факторы — размер бизнеса, специфика целевой аудитории, особенности сегмента ведения бизнеса — могут предопределять дополнение или расширение приведенных прав и обязанностей сотрудника.

  1. Блок, в котором отражается ответственность сотрудника.

Формулировки, которые обычно присутствуют в данной части инструкции, довольно стандартны: они отражают тот факт, что коммерческий директор несет ответственность за невыполнение своих обязанностей, нарушения положений локальных нормативных актов, законов — регулирующих гражданские или трудовые правоотношения.

Ваша оценка данной статье:
Бесплатный вопрос юристу
Вам будет интересно
Комментарии (0)
Ваш e-mail не будет опубликован.
Обязательные поля помечены *
Ваш комментарий будет первым!