Порядок регистрации товарного знака

6587
Изменения: январь, 2024 года

Как зарегистрировать товарный знак ​Регистрация товарного знака, как показывает практика, достаточно долгий и непростой процесс. Именно поэтому в Российской Федерации ведут практику патентные поверенные – специалисты, занимающиеся регистрацией объектов промышленной собственности (куда наряду с изобретениями включаются также средства индивидуализации). Услуги патентных поверенных РФ стоят недешево: от пятнадцати тысяч рублей и выше.

Вместе с тем, очевидно, что регистрация прав на товарный знак представляется менее сложной, если ее сравнивать, например, с регистрацией прав на изобретения. Поэтому коммерческие организации и индивидуальные предприниматели вполне могут сами решить данный вопрос. Как зарегистрировать товарный знак самостоятельно? Каковы стоимость и сроки такой процедуры? Именно об этом пойдет речь в статье.

Подготовительный этап

Выбор допустимого обозначения

Субъектам предпринимательской деятельности следует знать, что не любое обозначение может быть признано товарным знаком. Если вы уже продумали, каким будет товарный знак, то проанализируйте, не противоречит ли ваше обозначение требованиям статьи 1483 Гражданского кодекса РФ. Как видно, данная статья предъявляет достаточно жесткие требования, невыполнение которых повлечет однозначный отказ в регистрации. К таковым относятся, в частности, обозначения:

  1. По своей природе ложные или способные ввести потребителя в заблуждение. Например, попытка зарегистрировать обозначение «Хеннесси» для других групп товаров вряд ли увенчается успехом: регистрирующий орган посчитает это введением покупателей в заблуждение с использованием общеизвестного товарного знака.
  2. Противоречащие моральным нормам, принципам гуманизма. Естественно, что заявка на регистрацию в качестве товарного знака обозначения с непристойным содержанием, ненормативной лексикой будет отклонена.
  3. Включающие официальные государственные наименования, а также изображения культурных ценностей России. Заявляемое на регистрацию обозначение не должно содержать словесные или изобразительные элементы такого характера.
  4. Которые уже употреблялись при регистрации других средств индивидуализации.
  5. Сходные до степени смешения (т.е. похожие настолько, что потребитель будет путаться в них) с другим охраняемым обозначением на однородные товары. Отметим, что закон охраняет не только обозначения, уже зарегистрированные как товарный знак, но и заявки на них. К этому вопросу вернемся несколько позже, при рассмотрении непосредственно процедуры государственной регистрации. Есть здесь и еще одна важная особенность: ГК устанавливает такой запрет только когда ваше обозначение сходно с охраняемым обозначением на одну группу товаров. Следовательно, можно зарегистрировать такое обозначение, если ваш товарный знак предполагается использовать для других групп товаров, но вместе с тем следует помнить, что это не должно вводить потребителей в заблуждение.
  6. Иные, предусмотренные статьей 1483 ГК РФ.

Таковы основные требования к товарному знаку при регистрации. Если выбранное обозначение, на ваш взгляд, не противоречит этим нормам, можно перейти к следующей стадии.

Выбор групп товаров по Международной классификации товаров и услуг (МКТУ)

Такая классификация, утвержденная международным договором, важна тем, что в России для целей регистрации используется только она. Все товары поделены на классы, которых в документе 34. Суть в том, что вам следует выбрать среди них один или несколько классов, куда входят те товары, которые вы планируете выпускать под товарным знаком. Если вы планируете оказывать услуги (соответственно, зарегистрировать знак обслуживания), то следует выбрать нужные классы услуг (их в МКТУ 11).

Проверка обозначения

Эта стадия на подготовительном этапе, как представляется, самая сложная. И сложность ее в следующем: самостоятельная проверка обозначения обязательно сопряжена с трудностями и риском. Это связано с тем, что проверить обозначения по реестру ФИПС не получится, поскольку в нем отсутствует поиск по ключевым словам и, тем более, по изображениям. Есть только номера государственной регистрации, по которым невозможно проводить поиск интересующих нас тождественных или сходных обозначений.

Да, в сети Интернет немало ресурсов, предоставляющих абсолютно бесплатно услуги по проверке товарного знака (причем как словесного, так и изобразительного). Однако здесь следует остановиться на таком моменте, как приоритет товарного знака. Суть его в следующем: при двух одинаковых обозначениях, заявленных на регистрацию, преимущество будет у того, заявка на который подана раньше.

Проблемный момент в том, что хотя в Интернете и много ресурсов по сверке обозначения с уже зарегистрированными товарными знаками, однако узнать, какие заявки уже поданы в Роспатент, такие ресурсы, как правило, не могут.

Патентные поверенные, напротив, дают стопроцентную гарантию на сверку обозначения и с поданными заявками в том числе, поскольку они имеют доступ к базам Роспатента. Как видно, самостоятельная проверка носит несколько алеаторный характер. Впрочем, если вы уверены в уникальности своего обозначения и не нашли совпадений, проверив свое обозначение на бесплатных Интернет-ресурсах, шансы на успешную регистрацию будут достаточно высокими.

Непосредственно регистрация

Уплата патентной пошлины

Это действие следует совершить до подачи заявки. Основным документом, регламентирующим патентные пошлины, является Положение о патентных и иных пошлинах. Особое внимание заявителю нужно обратить на таблицу, которая выступает приложением к документу: в ней перечислены конкретные суммы пошлин за совершение определенных действий.

Так, пошлина, уплачиваемая за подачу заявки, составляет лишь 2700 рублей, но за проведение экспертизы товарного знака потребуется уплатить уже от 10 000 рублей и выше.

После уплаты патентной пошлины заявитель уведомляет об этом регистрирующий орган – Роспатент. Можно приложить копию квитанцию к заявке. Впрочем, это его право, а не обязанность.

Подача заявки

Начинается государственная регистрация с подачи заявки в уполномоченный орган. Как мы уже отметили, таким органом является Роспатент, а именно – его подведомственная организация ФИПС, которая занимается промышленной собственностью, куда и относятся средства индивидуализации и товарные знаки в частности.

Надлежащему оформлению заявки нужно уделить достаточное внимание, потому что в противном случае экспертиза товарного знака специалистами Роспатента даже не будет проводиться.

С недавнего времени основным документом, который регламентирует порядок подачи заявки, являются утвержденные приказом Минэкономразвития от 20.07.2015 №482 Правила регистрации. Кроме того, в документе содержится и образец заявки.

К сведениям, которые нужно указать в заявке, относятся:

  1. Реквизиты заявителя: полное наименование коммерческой организации или ФИО гражданина, зарегистрированного как ИП. Указываются также ОГРН, ИНН и другие идентификаторы.
  2. Почтовый адрес заявителя для переписки с Роспатентом. Также могут быть указаны e-mail, телефон и факс.
  3. Реквизиты представителя заявителя. Это может быть патентный поверенный РФ или иное лицо.
  4. Указание обозначения, выступающего в качестве потенциального товарного знака, и его краткое описание (цвет, вид и т.д.). В соответствии с Правилами регистрации вы можете указать обозначение прямо в заявке или же приложить его на отдельном материальном носителе. Регистрации подлежат словесные, изобразительные, а также некоторые другие виды знаков (включая их комбинации). Отметим, что для всех, кроме первых, требуется еще и описание характеристик.
  5. Указание классов товаров по МКТУ.
  6. Иные сведения (так, например, заявитель выбирает приоритет товарного знака).

Завершается заявка подтверждением согласия на обработку персональных данных и подписью заявителя.

Особое значение имеют документы для регистрации товарного знака, которые прикладываются к заявке. Все они перечислены в Правилах регистрации. Отметим наиболее значимые среди них:

  1. Если заявку подает представитель заявителя, не имеющий статуса патентного поверенного, то требуется его согласие на обработку персональных данных;
  2. Нужна также доверенность, удостоверяющая полномочия представителя заявителя.

В Правилах регистрации перечислены и другие документы, но требуются они в конкретных и определенных в законе случаях.

Впрочем, Роспатент в дальнейшем может затребовать другие документы, которые также упомянуты в этом нормативно-правовом акте. Об этом орган направит заявителю уведомление или запрос.

Формальная экспертиза

Как только заявка в ФИПС подана, его сотрудники приступают к экспертизе. Сперва проводится формальная экспертиза. В ее рамках производится в первую очередь проверка документации, правильности оформления заявки. Если нарушений специалисты Роспатента не обнаружили, то наступает следующая стадия – экспертиза обозначения, заявленного в качестве товарного знака.

Экспертиза заявленного обозначения

На данной стадии Роспатент проверяет потенциальный товарный знак, а точнее – его форму. Мы уже останавливались в статье на том, какие ограничения к регистрации товарных знаков предъявляет Гражданский кодекс РФ. Задача регистрирующего органа – проверить обозначение на наличие этих оснований, и в том случае, если они будут обнаружены – отказать в государственной регистрации.

Также эта экспертиза самая длительная, она занимает наибольшее время. Общий срок процедуры равен восемнадцати месяцам и двум неделям. Срок экспертизы по существу, как правило, четырнадцать месяцев и дольше.

Реагирование на обращения Роспатента

Как уже было отмечено, регистрирующий орган наиболее продолжительное время проводит экспертизу заявленного обозначения. В рамках этой стадии Роспатент может направлять заявителю обращения в форме запросов или уведомлений, отвечать на которые следует в определенные Правилами регистрации сроки.

Так, например, согласно п. 22 Правил регистрации, если Роспатент приходит к выводу, что требуются определенные документы, он направляет заявителю запрос с требованием предоставить их. Выполнить требование органа необходимо в течение трех месяцев.

В качестве примера уведомлений можно привести п.18 Правил, который регламентирует ситуацию, когда уплата патентной пошлины не подтверждена Роспатентом. Орган в таком случае направляет заявителю уведомление с требованием уплатить ее в течение двух месяцев.

Пропускать сроки не рекомендуется, иначе Роспатент в регистрации откажет.

Выдача свидетельства о регистрации

Это завершающая стадия, в рамках которой Роспатент, придя к выводу, что препятствий для регистрации не протяжении процедуры выявлено не было, выдает заявителю на руки свидетельство о регистрации. Заявитель становится правообладателем, а его обозначение – охраняемым законом средством индивидуализации. Таким образом, регистрация товарного знака самостоятельно завершена.

Порядок регистрации товарного знака, как видно, достаточно сложен. Сама процедура потребует еще и значительных временных затрат. Именно поэтому людей, задающихся вопросом: как зарегистрировать товарный знак? – обычно направляют к патентным поверенным. Впрочем, коммерческие организации и ИП при желании и точном следовании нормативным актам могут самостоятельно заняться вопросами регистрации обозначения, не прибегая к помощи специалистов в области промышленной собственности. В таком случае это выйдет в разы дешевле, ведь придется уплатить лишь патентные пошлины, которые, кстати говоря, сами по себе достаточно недешевые.

Ваша оценка данной статье:
Бесплатный вопрос юристу
Вам будет интересно
Комментарии (0)
Ваш e-mail не будет опубликован.
Обязательные поля помечены *
Ваш комментарий будет первым!