В предпринимательской деятельности право на товарный знак зачастую передается в полной мере от одного субъекта к другому (отчуждение товарного знака). Причем первоначальный владелец в таком случае утрачивает какие-либо права на этот объект. В чем особенности такого юридического действия? Каким договором оно реализуется? Именно на этом следует заострить внимание в статье.
Договор отчуждения товарного знака
Для начала вспомним, что основанием для передачи исключительного права всегда будет какой-либо гражданско-правовой договор. Часто некоторые права на объект переходят к другому субъекту, но вместе с тем первоначальный владелец также сохраняет за собой права на товарный знак. Как видим, правообладателей здесь уже двое. Подобные правоотношения вытекают, например, из лицензионного договора и договора коммерческой концессии.
Совершенно иной договор потребуется тогда, когда первый правообладатель передает свои права на объект и одновременно лишается их. Таким является договор об отчуждении исключительного права, причем последнее выступает в роли предмета сделки.
Правда, закон делает важное дополнение: отчуждаться может право использования этого средства индивидуализации в отношении только определенных товаров (по МКТУ), а значит, первый владелец может продолжать использовать товарный знак в отношении других групп товаров.
Процедура отчуждения товарного знака
Естественно, что смена владельца товарного знака может внести кардинальные изменения в предпринимательские отношения. Поэтому договор требуется зарегистрировать в компетентном органе – Роспатенте. Имеется соответствующий подзаконный нормативный акт, которым регламентируется порядок регистрации, устанавливаются некоторые правила. Так, субъекты, решившие заключить подобный договор, должны подчиняться требованиям, среди которых:
- Необходимость в полном объеме предоставить документацию;
- В обязательном порядке производится уплата патентной пошлины;
- В договоре нужно указать все достоверные сведения о субъектах предпринимательской деятельности, являющихся сторонами сделки;
- Недопустимо, чтобы договор вводил в заблуждение потребителей.
- Иные требования.
Если первые два пункта вами не исполнены, то Роспатент будет направлять вам соответствующие обращения, где будет содержаться требование немедленно исполнить требование. Иначе это может стать причиной отказа вам в регистрации договора.
Что же касается введения потребителей в заблуждение, то роли здесь не будет играть, надлежащего ли качества продукцию выпускает под товарным знаком новый правообладатель или нет. И это, на наш взгляд, существенный недостаток, поскольку потребителям по сути не предоставлено никакой гарантии, что новый правообладатель сможет обеспечить тот должный уровень качества, какой обеспечивал предыдущий владелец. Хотя если бы Роспатент обращал внимание не только на формальную сторону вопроса, но и на репутацию нового потенциального субъекта исключительного права, то можно было бы избежать дальнейших казусов с производством товаров ненадлежащего качества. В лицензионном договоре, например, прежний правообладатель вправе контролировать, насколько правильно новый владелец средства индивидуализации использует его.
Теперь же конкретнее о самой процедуре. Начинается все с подачи заявки в Роспатент, которую может подать любая из сторон сделки. Заявка должна в полной мере соответствовать уже указанным нами требованиям; актом Роспатента устанавливается ее форма, которую без труда можно найти на сайте органа.
После того, как сотрудники регистрирующего органа проверят все документы, правильность составления договора и самой заявки, а также не выявят прочих нарушений, Роспатент вынесет решение. Решение может быть в двух формах:
- Регистрация договора;
- Отказ в его регистрации.
Важно обратить внимание, что, пока заявка рассматривается, Роспатент может направить вам обращение, в котором, например, затребует определенный документ. Игнорирование этих обращений также является отказом в регистрации, поэтому следует оперативно реагировать на них.
Срок в данной процедуре равен 45 дням – именно в течение этого времени сотрудники Роспатента рассматривают вашу заявку и решают, стоит ли осуществить регистрацию договора.
На основании рассмотренного материала можно сделать ряд выводов:
- Во-первых, отчуждение исключительных прав на товарный знак оформляется договором, причем такой договор всего один.
- Во-вторых, в силу важности этот договор нуждается в регистрации.
- В-третьих, регистрация проходит в специальном органе, а сама процедура строго урегулирована подзаконными актами Роспатента.
Все это позволяет обеспечить порядок в сфере предпринимательской деятельности.