Отказ в регистрации ликвидации юридического лица – частое явление, которое может быть обусловлено множеством причин, препятствующих внесению в ЕГРЮЛ сведений о прекращении компанией своей деятельности.
Все основания отказа четко определены в законе (ст.23 Закона о госрегистрации юрлиц) и должны быть указаны налоговым органом в соответствующем решении, при этом здесь же они, как правило, и конкретизируются для понимания заявителем сущности выявленных нарушений. Так что же делать, если отказали в ликвидации ООО?
По каким причинам могут отказать в ликвидации ООО
Все причины отказа в регистрации можно разделить на две группы:
- Определенные юридические факты, препятствующие прекращению деятельности компании в порядке официальной добровольной ликвидации, невзирая на соблюдение всех процессуальных и процедурных требований.
- Процессуальные основания, связанные с нарушением установленного порядка ликвидации предприятий.
Первая категория оснований четко не определяется. К ней относятся любые нарушения материальных норм или иные обстоятельства, не позволяющие ликвидировать компанию выбранным ее собственниками способом. Наиболее часто такими препятствиями для ликвидации становятся:
- непогашенные к моменту представления итогового пакета документов кредиторские требования, в том числе по налоговым и иным обязательным платежам;
- недостоверность сведений, содержащихся в документах, представленных в ИФНС;
- незавершенный судебный процесс, в рамках которого идет рассмотрение предъявленных к компании требований, причем эти требования могут быть заявлены не только кредиторами;
- нарушения, выявленные в ходе налоговой проверки, подлежащие устранению и (или) требующие погашения обязательств, в том числе по уплате доначисленных платежей, штрафных санкций, составлению или корректировке отчетности и т.п.
Процессуальные нарушения встречаются в разы чаще, и именно их можно определить основными причинами отказов в регистрации. К ним относятся:
- неполнота представленного пакета документов, неправильное, небрежное их оформление, содержащиеся в документах ошибки и т.п.;
- нарушение порядка добровольной ликвидации компаний, особенно что касается выполнения требований к поэтапности осуществления ликвидационных мероприятий, соблюдению сроков, уведомлению регистрирующего органа, кредиторов, публикации в СМИ;
- представление документов в ненадлежащий налоговый орган (ошибка в территориальной подведомственности).
К отдельной категории причин отказа в регистрации ликвидации можно отнести невыполнение требований налогового органа, которые сложились на практике. Например, довольно-таки часто подходы ИФНС разных регионов к оформлению документов, их содержанию разнятся. Если эти требования прямо не противоречат закону, а скорее конкретизируют его положения, то их обычно проще выполнить, заранее узнав все нюансы в налоговом органе, чем идти на споры и конфликты. Если же от представителей компании требуют то, что не указано в законе, нарушает его, то поступают исходя из ситуации.
Что делать, если ИФНС отказала в регистрации
Отказы в регистрации бывают:
- Обоснованными и законными, даже если заявителю кажется, что налоговый орган чрезмерно требователен к мелочам.
- Незаконными и необоснованными, когда ИФНС явно выходит за пределы своих полномочий, требует то, что противоречит закону, действует предвзято или злоупотребляет правом.
- Спорными, что часто возникает на фоне пробелов в законодательстве, несовершенства норм, разности трактовок требований и положений закона.
Отчасти споры по поводу принятого налоговым органом решения возникают из-за того, что в самом законе о госрегистрации юрлиц и ИП отказ в регистрации обозначен как допустимое, а не как обязательное решение. Таким образом, налоговый орган всегда действует на свое усмотрение, и при наличии основания для отказа в регистрации может поступить по-разному – как отказать, так и не отказать, руководствуясь своими критериями принятия решения.
Для того, что определить, как поступить далее в ответ на отказ в регистрации ликвидации, нужно:
- проанализировать принятое ИФНС решение и указанные в нем основания;
- определить, есть ли смысл в текущих условиях обжаловать отказ или будет проще устранить причины и обратиться повторно.
Многие причины отказа в регистрации могут быть оперативно устранены. Обычно это касается неполноты представленного пакета документов, невнимательного, неправильного их заполнения или оформления. Труднее устранить претензии, связанные с нарушением ликвидационного процесса, например, когда забыли опубликовать информацию в СМИ, уведомить кредиторов или уведомили не всех. Если ошибки и недочеты нельзя устранить быстро или без возврата к ранним стадиям процедуры ликвидации, то придется заново проходить все ликвидационные мероприятия, даже если это нужно лишь для соблюдения формальностей. К этому придется прибегнуть в любом случае, если отказ в регистрации связан с нарушением последовательности действий, сроков осуществления процедур, а также при наличии проблем с удовлетворением кредиторских требований и (или) выполнением судебных решений либо акта налоговой проверки.
Для обжалования решений об отказе в регистрации предусмотрен административный порядок. В течение 3-х месяцев представитель юридического лица может обратиться с жалобой в вышестоящий налоговый орган, изложив причины своего несогласия с решением (конкретные нарушения закона), доводы, подтверждающие позицию, и требование об отмене незаконного решения. В случае отмены этого решения вышестоящий орган обязан будет вынести также и решение по первично представленным для регистрации ликвидации документам. Таким образом, успешное обжалование отказа исключает необходимость повторной подготовки документов и обращения в ИФНС для завершения процедуры. Жалоба рассматривается в течение 15 дней с возможность продления общего срока рассмотрения до 25 дней. Решение вышестоящей налоговой инстанции может обжаловано в судебном порядке.