Желание прекратить деятельность ИП может быть связано с разными объективными причинами, которые не требуется объяснять представителю фискального органа при подаче документов о снятии с регистрационного учета. Процедура ликвидации деятельности, осуществляемой в качестве ИП, строго регламентирована российским законодательством, что позволяет своевременно ознакомиться с предполагаемой последовательностью действий.
Законодательные основы и изменения в 2019 году
Постоянная смена количества участников рынка хозяйственной деятельности – вполне естественное экономическое явление, сопровождающееся добровольным или принудительным решением о завершении предпринимательской деятельности.
Гражданское законодательство позволяет гражданам вести предпринимательскую деятельность без создания юридического лица путем получения статуса ИП. Учредители ИП являются полноправными участниками рынка, а их регистрация, деятельность и ликвидация урегулированы нормами гражданского и налогового законодательства. Поэтому при вопросе о том, как закрыть ИП в 2019 году в первую очередь следует обращаться к вышеназванным нормативным актам.
Процедура закрытия ИП в 2019 году подверглась незначительным изменениям, коснувшимся особенностей уплаты сбора за ликвидацию предприятия такого вида организации. Благодаря постоянному поиску альтернативных способов ведения налогового учета, с начала грядущего нового года фискальный орган предлагает гражданам регистрировать и снимать с учета свои хозяйствующие объекты дистанционным способом – используя электронный сервис.
Учредители ИП и других организационных форм бизнеса, решившие встать на учет или сняться с него с помощью электронного сервиса налоговой службы, освобождаются от уплаты регистрационного или «ликвидационного» сбора.
Применительно к указанной процедуре существует одна особенность, согласно которой потенциальный или уже действующий участник хозяйственной деятельности должен иметь собственную электронную цифровую подпись, позволяющую заверить электронные документы и заявления. Безусловно, ЭЦП – весьма полезное приобретение, однако стоимость ее создания может варьироваться в пределах от 1 тыс. 500 рублей до 3 тыс. 500 рублей, в зависимости от комплектации и условий самого продавца.
Причины завершения деятельности ИП
Добровольное решение о прекращении ИП может возникать по разным обстоятельствам, например (перечень не полный):
- Несостоятельность;
- Смена текущей организационно-правовой формы в пользу ООО;
- Смерть непосредственного учредителя;
- Окончание срока действия регистрации в РФ.
Важно также понимать, что ИП может быть закрыто и в принудительном порядке. Чаще всего такое решение государственных органов вытекает ввиду выявления нарушений при ведении бизнеса.
Пошаговая инструкция добровольной ликвидации ИП
Чтобы прекратить бизнес, действующий в виде ИП, необходимо выполнить рекомендации нижеуказанной пошаговой инструкции:
Подготовка необходимого объема бумаг
- Паспорт учредителя;
- Документы, подтверждающие постановку на учет – выписка из ЕГРИП;
- Платежные документы, подтверждающие внесение в казну сбора за снятие с учета;
- Справка об отсутствии задолженности перед внебюджетными фондами (по желанию или в порядке частного требования)
- Задекларированные сведения о доходах;
Заполнение заявления по установленной форме
Заявление на закрытие ИП имеет установленную форму за номером Р26001.
Фискальный орган позволяет заявителю внести все требуемые данные в бланк посредством машинной печати (заполнить на компьютере) или от руки (во втором случае допускается использование только ручки с черными чернилами).
Заявление не имеет сложной формы, а вся требуемая к внесению информация сводится к указанию таких данных, как:
- ФИО гражданина-учредителя ИП;
- ИНН;
- ОГРНИП;
- Контактные данные;
- Подпись.
Подпись, проставляемая на указанном документе, может быть обычной – если гражданин лично обращается в уполномоченный государственный орган или электронной – если пакет бумаг направляется с помощью электронного сервиса налоговой.
Среди альтернатив по уведомлению налогового органа о желании снять ИП с учета и передаче соответствующего объема бумаг можно выделить следующие способы:
- Личное присутствие;
- Электронный вариант;
- Почтовое отправление или через представителя (в этом случае документы должны быть завизированы нотариусом, что подтвердит подлинность намерений заявителя).
Внесение обязательного платежа за снятие с регистрационного учета
Операция по снятию ИП с учета является платной и составляет 160 рублей.
Для внесения обязательного сбора предварительно необходимо сформировать платежное уведомление, отражающее данные о налоговом органе, где ИП состоит на учете. Посильную помощь в этом оказывает официальный сайт учреждения.
Сформированный документ можно оплатить с помощью банковской карты или традиционным способом – в ближайшем отделении Сбербанка.
Оригинал квитанции необходимо сдать или направить почтой представителю налогового органа, поскольку документ входит в перечень бумаг, обязательных к предъявлению. Чтобы исключить вероятность неблагоприятных последствий, случающихся ввиду действия человеческого фактора – невнимательности сотрудников ФНС, учредителю ИП целесообразно заблаговременно сохранить копию оплаченного платежного поручения.
При отправке документов в электронном виде с использованием ЭЦП гражданина, необходимость в уплате госпошлины отсутствует.
Запрос документов из внебюджетных фондов
Любая предпринимательская деятельность сопровождается обязательным требованием о постановке на учет не только в ФНС, но и внебюджетные фонды, куда также отчисляются соответствующие взносы.
Как правило, отдельная явка в ПФР и ФОМС не требуется как при постановке, так и снятии с регистрации, поскольку указанные органы имеют внутренние каналы связи и своевременно передают данные обо всех действиях участников рынка. Однако на практике случается необходимость предоставления в ФНС отчета об отсутствии задолженности перед внебюджетными фондами в письменном виде в момент прекращения деятельности ИП.
Передача документов территориальному ФНС по месту учета
Несмотря на несколько вариантов подачи документов на закрытие ИП – от традиционного до дистанционного, в преимуществе остается личная явка в учреждение, поскольку:
- Сотрудник фискального органа в присутствии заявителя проверит полноту представленных данных;
- В случае выявления ошибки или неточности заявитель имеет возможность быстро устранить погрешность на месте;
- После принятия документов в обработку учредитель ИП получает талон, свидетельствующий о начале процедуры ликвидации и с помощью которого можно обжаловать затянувшиеся сроки рассмотрения заявки.
Выдача документов о снятии с регистрации
Фискальный орган имеет пять рабочих дней на то, чтобы провести процедуру по снятию ИП с регистрационного учета и сформировать соответствующие отчетные документы для заявителя.
По окончании ликвидирующей ИП процедуры (на шестой рабочий день после обращения) гражданин получает на руки документ, подтверждающий официальное прекращение предпринимательской деятельности – выписку из ЕГРИП.
Однако исход может быть другим: при неправильном составлении документов, отсутствии обязательных данных, выявлении ошибок или неточностей, учредителю ИП выдают мотивированное уведомление об отказе, что приводит к необходимости повторного обращения.
Обращение во внебюджетные фонды для снятия с учета
По общему правилу, бывший предприниматель может освободить себя от обязанности обращения во внебюджетные фонды с уведомлением о прекращении своей деятельности и снятии с регистрационного учета в ФНС, поскольку такая обязанность закреплена непосредственно за фискальным органом.
Однако ввиду загруженности налогового органа, на практике встречаются инциденты, по которым внебюджетные фонды своевременно не информируются о прекращении предпринимательской деятельности конкретным хозяйствующим субъектом, после чего гражданин, некогда пребывавший в статусе ИП, получает очередные начисления по обязательным взносам в ПФР, ФОМС.
Итоговые мероприятия после завершения деятельности ИП
После получения документа о снятии с учета, гражданину следует провести дополнительные мероприятия, которые обеспечат ему крепкий сон:
- Расторгнуть договоры о сотрудничестве со всеми контрагентами с одновременным исполнением всех долговых обязательств в их пользу;
- Закрыть банковский счет и оплатить его обслуживание;
- Провести расчет со всеми лицами из числа штатных сотрудников.
Нюансы
- Даже нулевые доходы ИП при завершении предпринимательской деятельности необходимо отражать в декларации и передавать на ознакомление ФНС, внебюджетным фондам;
- Передача документов, выражающих намерение ликвидировать ИП, осуществляется в фискальный орган по месту постановки на учет, даже если гражданин фактически сменил место жительства;
- В настоящее время фискальный орган позволяет гражданам прекращать деятельность в качестве ИП даже при наличии у них налоговой задолженности, однако указанная процедура ликвидации не освобождает бывшего участника хозяйственной деятельности от обязанности погасить долг и уплатить начисленные пени за просрочку исполнения обязательства. Это же правило действует и в отношении непогашенных обязательных сборов во внебюджетные фонды.