Как прекратить деятельность ИП?

1719
Изменения: январь, 2019 года

Желание прекратить деятельность ИП может быть связано с разными объективными причинами, которые не требуется объяснять представителю фискального органа при подаче документов о снятии с регистрационного учета. Процедура ликвидации деятельности, осуществляемой в качестве ИП, строго регламентирована российским законодательством, что позволяет своевременно ознакомиться с предполагаемой последовательностью действий.

Законодательные основы и изменения в 2019 году

Законодательные основы и измененияПостоянная смена количества участников рынка хозяйственной деятельности – вполне естественное экономическое явление, сопровождающееся добровольным или принудительным решением о завершении предпринимательской деятельности.

Гражданское законодательство позволяет гражданам вести предпринимательскую деятельность без создания юридического лица путем получения статуса ИП. Учредители ИП являются полноправными участниками рынка, а их регистрация, деятельность и ликвидация урегулированы нормами гражданского и налогового законодательства. Поэтому при вопросе о том, как закрыть ИП в 2019 году в первую очередь следует обращаться к вышеназванным нормативным актам.

Процедура закрытия ИП в 2019 году подверглась незначительным изменениям, коснувшимся особенностей уплаты сбора за ликвидацию предприятия такого вида организации. Благодаря постоянному поиску альтернативных способов ведения налогового учета, с начала грядущего нового года фискальный орган предлагает гражданам регистрировать и снимать с учета свои хозяйствующие объекты дистанционным способом – используя электронный сервис.

Учредители ИП и других организационных форм бизнеса, решившие встать на учет или сняться с него с помощью электронного сервиса налоговой службы, освобождаются от уплаты регистрационного или «ликвидационного» сбора.

Применительно к указанной процедуре существует одна особенность, согласно которой потенциальный или уже действующий участник хозяйственной деятельности должен иметь собственную электронную цифровую подпись, позволяющую заверить электронные документы и заявления. Безусловно, ЭЦП – весьма полезное приобретение, однако стоимость ее создания может варьироваться в пределах от 1 тыс. 500 рублей до 3 тыс. 500 рублей, в зависимости от комплектации и условий самого продавца.

Причины завершения деятельности ИП

Добровольное решение о прекращении ИП может возникать по разным обстоятельствам, например (перечень не полный):

  1. Несостоятельность;
  2. Смена текущей организационно-правовой формы в пользу ООО;
  3. Смерть непосредственного учредителя;
  4. Окончание срока действия регистрации в РФ.

Важно также понимать, что ИП может быть закрыто и в принудительном порядке. Чаще всего такое решение государственных органов вытекает ввиду выявления нарушений при ведении бизнеса.

Наши юристы знают ответ на ваш вопрос
Юрист онлайн
Если вы хотите узнать, как решить именно вашу проблему, то спросите об этом нашего дежурного юриста онлайн. Это быстро, удобно и бесплатно!
или по телефону:
  • Бесплатная консультация юриста по телефону Москва и область: +7-499-350-82-48
  • Бесплатная консультация юриста по телефону Санкт-Петербург и область: +7-812-309-46-73

Пошаговая инструкция добровольной ликвидации ИП

Чтобы прекратить бизнес, действующий в виде ИП, необходимо выполнить рекомендации нижеуказанной пошаговой инструкции:

Подготовка необходимого объема бумаг

  • Паспорт учредителя;
  • Документы, подтверждающие постановку на учет – выписка из ЕГРИП;
  • Платежные документы, подтверждающие внесение в казну сбора за снятие с учета;
  • Справка об отсутствии задолженности перед внебюджетными фондами (по желанию или в порядке частного требования)
  • Задекларированные сведения о доходах;

Заполнение заявления по установленной форме

Заявление на закрытие ИП имеет установленную форму за номером Р26001.

Фискальный орган позволяет заявителю внести все требуемые данные в бланк посредством машинной печати (заполнить на компьютере) или от руки (во втором случае допускается использование только ручки с черными чернилами).

Заявление не имеет сложной формы, а вся требуемая к внесению информация сводится к указанию таких данных, как:

  1. ФИО гражданина-учредителя ИП;
  2. ИНН;
  3. ОГРНИП;
  4. Контактные данные;
  5. Подпись.

Подпись, проставляемая на указанном документе, может быть обычной – если гражданин лично обращается в уполномоченный государственный орган или электронной – если пакет бумаг направляется с помощью электронного сервиса налоговой.

Среди альтернатив по уведомлению налогового органа о желании снять ИП с учета и передаче соответствующего объема бумаг можно выделить следующие способы:

  • Личное присутствие;
  • Электронный вариант;
  • Почтовое отправление или через представителя (в этом случае документы должны быть завизированы нотариусом, что подтвердит подлинность намерений заявителя).

Внесение обязательного платежа за снятие с регистрационного учета

Внесение обязательного платежа за снятие с регистрационного учетаОперация по снятию ИП с учета является платной и составляет 160 рублей.

Для внесения обязательного сбора предварительно необходимо сформировать платежное уведомление, отражающее данные о налоговом органе, где ИП состоит на учете. Посильную помощь в этом оказывает официальный сайт учреждения.

Сформированный документ можно оплатить с помощью банковской карты или традиционным способом – в ближайшем отделении Сбербанка.

Оригинал квитанции необходимо сдать или направить почтой представителю налогового органа, поскольку документ входит в перечень бумаг, обязательных к предъявлению. Чтобы исключить вероятность неблагоприятных последствий, случающихся ввиду действия человеческого фактора – невнимательности сотрудников ФНС, учредителю ИП целесообразно заблаговременно сохранить копию оплаченного платежного поручения.

При отправке документов в электронном виде с использованием ЭЦП гражданина, необходимость в уплате госпошлины отсутствует.

Запрос документов из внебюджетных фондов

Любая предпринимательская деятельность сопровождается обязательным требованием о постановке на учет не только в ФНС, но и внебюджетные фонды, куда также отчисляются соответствующие взносы.

Как правило, отдельная явка в ПФР и ФОМС не требуется как при постановке, так и снятии с регистрации, поскольку указанные органы имеют внутренние каналы связи и своевременно передают данные обо всех действиях участников рынка. Однако на практике случается необходимость предоставления в ФНС отчета об отсутствии задолженности перед внебюджетными фондами в письменном виде в момент прекращения деятельности ИП.

Передача документов территориальному ФНС по месту учета

Несмотря на несколько вариантов подачи документов на закрытие ИП – от традиционного до дистанционного, в преимуществе остается личная явка в учреждение, поскольку:

  1. Сотрудник фискального органа в присутствии заявителя проверит полноту представленных данных;
  2. В случае выявления ошибки или неточности заявитель имеет возможность быстро устранить погрешность на месте;
  3. После принятия документов в обработку учредитель ИП получает талон, свидетельствующий о начале процедуры ликвидации и с помощью которого можно обжаловать затянувшиеся сроки рассмотрения заявки.

Выдача документов о снятии с регистрации

Выдача документов о снятии с регистрацииФискальный орган имеет пять рабочих дней на то, чтобы провести процедуру по снятию ИП с регистрационного учета и сформировать соответствующие отчетные документы для заявителя.

По окончании ликвидирующей ИП процедуры (на шестой рабочий день после обращения) гражданин получает на руки документ, подтверждающий официальное прекращение предпринимательской деятельности – выписку из ЕГРИП.

Однако исход может быть другим: при неправильном составлении документов, отсутствии обязательных данных, выявлении ошибок или неточностей, учредителю ИП выдают мотивированное уведомление об отказе, что приводит к необходимости повторного обращения.

Обращение во внебюджетные фонды для снятия с учета

По общему правилу, бывший предприниматель может освободить себя от обязанности обращения во внебюджетные фонды с уведомлением о прекращении своей деятельности и снятии с регистрационного учета в ФНС, поскольку такая обязанность закреплена непосредственно за фискальным органом.

Однако ввиду загруженности налогового органа, на практике встречаются инциденты, по которым внебюджетные фонды своевременно не информируются о прекращении предпринимательской деятельности конкретным хозяйствующим субъектом, после чего гражданин, некогда пребывавший в статусе ИП, получает очередные начисления по обязательным взносам в ПФР, ФОМС.

Итоговые мероприятия после завершения деятельности ИП

После получения документа о снятии с учета, гражданину следует провести дополнительные мероприятия, которые обеспечат ему крепкий сон:

  • Расторгнуть договоры о сотрудничестве со всеми контрагентами с одновременным исполнением всех долговых обязательств в их пользу;
  • Закрыть банковский счет и оплатить его обслуживание;
  • Провести расчет со всеми лицами из числа штатных сотрудников.

Нюансы

  1. Даже нулевые доходы ИП при завершении предпринимательской деятельности необходимо отражать в декларации и передавать на ознакомление ФНС, внебюджетным фондам;
  2. Передача документов, выражающих намерение ликвидировать ИП, осуществляется в фискальный орган по месту постановки на учет, даже если гражданин фактически сменил место жительства;
  3. В настоящее время фискальный орган позволяет гражданам прекращать деятельность в качестве ИП даже при наличии у них налоговой задолженности, однако указанная процедура ликвидации не освобождает бывшего участника хозяйственной деятельности от обязанности погасить долг и уплатить начисленные пени за просрочку исполнения обязательства. Это же правило действует и в отношении непогашенных обязательных сборов во внебюджетные фонды.
Ваша оценка данной статье:
Бесплатный вопрос юристу
Вам будет интересно
Комментарии (0)
Ваш e-mail не будет опубликован.
Обязательные поля помечены *
Ваш комментарий будет первым!