Заинтересованность в том, чтобы пожаловаться на ИП, могут проявлять самые разные лица — покупатели или клиенты предпринимателя, контрагенты, граждане, живущие просто по соседству с фирмой. Изучим то, каким образом жалоба на доставляющего неудобства кому-либо предпринимателя может быть подана.
В чем может быть повод для жалобы на ИП?
Пожаловаться на ИП можно, если:
- Предприниматель нарушает права потребителя.
Речь может идти о таких нарушениях как, например:
- обсчет покупателя при отпуске товара;
- выставление счета на кассе на сумму, не соответствующую ценникам;
- отказ в ремонте проданной техники при явно гарантийном случае.
- Предприниматель нарушает иные нормы законодательства, нанося ущерб каким-либо сторонним лицам.
Речь может идти о нормах законодательства:
- об охране здоровья граждан;
- об охране труда;
- антимонопольном.
- ИП не выполняет обязанностей перед контрагентами.
Это может выражаться:
- в неправомерном отказе ИП поставлять товары или услуги контрагенту после получения предоплаты;
- в отказе ИП оплачивать товары или услуги, полученные от контрагента;
- в отказе ИП выдавать контрагенту счета-фактуры, накладные и другие важные первичные документы.
Во всех 3 случаях пострадавшим лицом может быть инициирован механизм подачи жалобы на ИП. Рассмотрим, каким образом в каждом конкретном случае это делается.
Жалоба на ИП: нарушение прав потребителя
Основная инстанция, которая по закону обязана реагировать на нарушения прав потребителей — Роспотребнадзор. Ее представительства есть в большинстве российских муниципалитетов, и они на регулярной основе ведут прием граждан по различным вопросам, изучают жалобы от них.
Каким конкретно образом пожаловаться на ИП в Роспотребнадзор может недовольный действиями предпринимателя гражданин? Основные способы для этого есть такие:
- составление письменной жалобы и ее отправка в ведомство по почте;
- запись на прием к специалистам ведомства и разъяснение им сложившейся ситуации;
- сообщение о нарушении ИП в Роспотребнадзор на анонимной основе (по телефону, по электронным каналам).
К жалобам могут прилагаться в том или ином виде доказательства нарушений ИП (документальные, файловые). Сообщение о неправомерном действии предпринимателя в Роспотребнадзор может сопровождаться разными правовыми последствиями для ИП. Это может быть штраф, выписанный при последующей проверке деятельности ИП ведомством. Это может быть судебный иск Роспотребнадзора к предпринимателю на предмет устранения тех факторов, которые привели к нарушению прав потребителя. Например, суд может обязать магазин переустановить некорректное программное обеспечение, использование которого привело к расхождениям между ценниками и счетом, выставленным покупателю на кассе.
Скачать жалобу на ИП в Роспотребнадзор (образец)
Жалоба на ИП: нанесение ущерба сторонним лицам
В данном случае речь идет о нарушениях, которые прямо не связаны с правоотношениями купли-продажи. Конечно, пострадавшим лицом может быть и покупатель, но вне юрисдикции правовых норм, регулирующих конкретно защиту прав потребителей.
Нарушены могут быть нормы:
- Законодательства в области охраны здоровья граждан.
Примеры таких нарушений:
- организация шумного или сопровождающегося резкими запахами производства вблизи жилых зданий или помещений;
- несанкционированный выброс мусора вблизи жилых зданий или помещений;
- продажа алкогольной и табачной продукции несовершеннолетним.
Как пожаловаться на ИП и куда при таких нарушениях? Как правило, основная инстанция здесь — опять же, Роспотребнадзор. Данное ведомство наделено весьма широким спектром компетенций в части контроля над соблюдением различных норм права, связанных с обеспечением здоровья граждан. Туда и нужно жаловаться известными нам способами.
- Трудового законодательства России.
Примеры таких нарушений:
- невыплата заработной платы или ее задержка;
- принуждение к неоплачиваемым переработкам;
- незаконное увольнение.
Главная инстанция здесь — Роструд. Обратившись туда с жалобой (теми же способами, что характеризуют взаимодействие гражданина с Роспотребнадзором), работник, заключивший трудовой договор с ИП, будет вправе рассчитывать на разрешение возникшей проблемы.
- Норм антимонопольного законодательства.
Примеры таких нарушений:
- ценовой сговор между ИП;
- необоснованное завышение цен ИП в силу монопольного положения на рынке;
- применение ИП связей с различными органами власти в целях укрепления положения на рынке.
Конечно, на практике подобные прецеденты — нечастое явление, поскольку ИП, как правило, ведут небольшие бизнесы, не претендующие на монопольное положение и не имеющие ресурсов на его приобретение. Однако, ИП могут быть включены в сложные схемы с участием крупных бизнесов, и играть в них значимую роль.
Если то или иное заинтересованное лицо заподозрит, что ИП инициировал те или иные схемы монополизации или начал участвовать в них, то оно будет вправе сообщить об этом в Федеральную антимонопольную службу. Методы обращения в ведомство здесь могут быть, в принципе, те же, что характеризуют направление жалоб граждан в такие структуры как Роспотребнадзор и Роструд.
Жалоба на ИП: нарушения прав контрагента
Еще один возможный вид жалоб на ИП — жалобы, связанные с нарушениями предпринимателем норм гражданского права и корреспондирующих с ним, в рамках правоотношений с участием контрагента ИП (поставщика, покупателя или посредника во взаимодействии с ними).
Поскольку такие правоотношения находятся, прежде всего, в юрисдикции гражданского законодательства, то участие государственных органов в таких правоотношениях, как правило, сводится к минимуму. Стороны таких правоотношений, опираясь на нормы ГК РФ, решают вопросы сотрудничества в частном порядке. Поэтому, жаловаться на результаты сотрудничества с ИП контрагенту, по сути дела, имеет смысл также в частном порядке — направляя претензии непосредственно к партнеру. А если такое взаимодействие ни к чему не приведет, то пострадавшая сторона будет уже обращаться в суд с иском о возмещении ущерба.
В принципе, возможно в ряде случаев и подключение государственных органов. Так, к примеру, если предприниматель не выдал контрагенту счет-фактуру (вследствие чего контрагент не смог оформить вычет по НДС и понес убытки), то фирма вправе пожаловаться на ИП в налоговую. Та, в свою очередь, инициирует проверку предпринимателя на предмет наличия первичных документов и, возможно, выявит нарушения в осуществлении их оборота. Как следствие — оштрафует его и, что совершенно не исключено, доначислит НДС вследствие нарушений в применении первичных документов.