Какие есть поводы и способы жаловаться на ИП?

6968
Изменения: август, 2024 года

Заинтересованность в том, чтобы пожаловаться на ИП, могут проявлять самые разные лица — покупатели или клиенты предпринимателя, контрагенты, граждане, живущие просто по соседству с фирмой. Изучим то, каким образом жалоба на доставляющего неудобства кому-либо предпринимателя может быть подана.

В чем может быть повод для жалобы на ИП?

Пожаловаться на ИП можно, если:

  1. Предприниматель нарушает права потребителя.

Речь может идти о таких нарушениях как, например:

  • обсчет покупателя при отпуске товара;
  • выставление счета на кассе на сумму, не соответствующую ценникам;
  • отказ в ремонте проданной техники при явно гарантийном случае.
  1. Предприниматель нарушает иные нормы законодательства, нанося ущерб каким-либо сторонним лицам.

Речь может идти о нормах законодательства:

  • об охране здоровья граждан;
  • об охране труда;
  • антимонопольном.
  1. ИП не выполняет обязанностей перед контрагентами.

Это может выражаться:

  • в неправомерном отказе ИП поставлять товары или услуги контрагенту после получения предоплаты;
  • в отказе ИП оплачивать товары или услуги, полученные от контрагента;
  • в отказе ИП выдавать контрагенту счета-фактуры, накладные и другие важные первичные документы.

Во всех 3 случаях пострадавшим лицом может быть инициирован механизм подачи жалобы на ИП. Рассмотрим, каким образом в каждом конкретном случае это делается.

Жалоба на ИП: нарушение прав потребителя

пожаловаться на ИПОсновная инстанция, которая по закону обязана реагировать на нарушения прав потребителей — Роспотребнадзор. Ее представительства есть в большинстве российских муниципалитетов, и они на регулярной основе ведут прием граждан по различным вопросам, изучают жалобы от них.

Каким конкретно образом пожаловаться на ИП в Роспотребнадзор может недовольный действиями предпринимателя гражданин? Основные способы для этого есть такие:

  • составление письменной жалобы и ее отправка в ведомство по почте;
  • запись на прием к специалистам ведомства и разъяснение им сложившейся ситуации;
  • сообщение о нарушении ИП в Роспотребнадзор на анонимной основе (по телефону, по электронным каналам).

К жалобам могут прилагаться в том или ином виде доказательства нарушений ИП (документальные, файловые). Сообщение о неправомерном действии предпринимателя в Роспотребнадзор может сопровождаться разными правовыми последствиями для ИП. Это может быть штраф, выписанный при последующей проверке деятельности ИП ведомством. Это может быть судебный иск Роспотребнадзора к предпринимателю на предмет устранения тех факторов, которые привели к нарушению прав потребителя. Например, суд может обязать магазин переустановить некорректное программное обеспечение, использование которого привело к расхождениям между ценниками и счетом, выставленным покупателю на кассе.

Жалоба на ИП: нанесение ущерба сторонним лицам

Жалоба на ИПВ данном случае речь идет о нарушениях, которые прямо не связаны с правоотношениями купли-продажи. Конечно, пострадавшим лицом может быть и покупатель, но вне юрисдикции правовых норм, регулирующих конкретно защиту прав потребителей.

Нарушены  могут быть нормы:

  1. Законодательства в области охраны здоровья граждан.

Примеры таких нарушений:

  • организация шумного или сопровождающегося резкими запахами производства вблизи жилых зданий или помещений;
  • несанкционированный выброс мусора вблизи жилых зданий или помещений;
  • продажа алкогольной и табачной продукции несовершеннолетним.

Как пожаловаться на ИП и куда при таких нарушениях? Как правило, основная инстанция здесь — опять же, Роспотребнадзор. Данное ведомство наделено весьма широким спектром компетенций в части контроля над соблюдением различных норм права, связанных с обеспечением здоровья граждан. Туда и нужно жаловаться известными нам способами.

  1. Трудового законодательства России.

Примеры таких нарушений:

  • невыплата заработной платы или ее задержка;
  • принуждение к неоплачиваемым переработкам;
  • незаконное увольнение.

Главная инстанция здесь — Роструд. Обратившись туда с жалобой (теми же способами, что характеризуют взаимодействие гражданина с Роспотребнадзором), работник, заключивший трудовой договор с ИП, будет вправе рассчитывать на разрешение возникшей проблемы.

  1. Норм антимонопольного законодательства.

Примеры таких нарушений:

  • ценовой сговор между ИП;
  • необоснованное завышение цен ИП в силу монопольного положения на рынке;
  • применение ИП связей с различными органами власти в целях укрепления положения на рынке.

Конечно, на практике подобные прецеденты — нечастое явление, поскольку ИП, как правило, ведут небольшие бизнесы, не претендующие на монопольное положение и не имеющие ресурсов на его приобретение. Однако, ИП могут быть включены в сложные схемы с участием крупных бизнесов, и играть в них значимую роль.

Если то или иное заинтересованное лицо заподозрит, что ИП инициировал те или иные схемы монополизации или начал участвовать в них, то оно будет вправе сообщить об этом в Федеральную антимонопольную службу. Методы обращения в ведомство здесь могут быть, в принципе, те же, что характеризуют направление жалоб граждан в такие структуры как Роспотребнадзор и Роструд.

Жалоба на ИП: нарушения прав контрагента

Жалоба на ИПЕще один возможный вид жалоб на ИП — жалобы, связанные с нарушениями предпринимателем норм гражданского права и корреспондирующих с ним, в рамках правоотношений с участием контрагента ИП (поставщика, покупателя или посредника во взаимодействии с ними).

Поскольку такие правоотношения находятся, прежде всего, в юрисдикции гражданского законодательства, то участие государственных органов в таких правоотношениях, как правило, сводится к минимуму. Стороны таких правоотношений, опираясь на нормы ГК РФ, решают вопросы сотрудничества в частном порядке. Поэтому, жаловаться на результаты сотрудничества с ИП контрагенту, по сути дела, имеет смысл также в частном порядке — направляя претензии непосредственно к партнеру. А если такое взаимодействие ни к чему не приведет, то пострадавшая сторона будет уже обращаться в суд с иском о возмещении ущерба.

В принципе, возможно в ряде случаев и подключение государственных органов. Так, к примеру, если предприниматель не выдал контрагенту счет-фактуру (вследствие чего контрагент не смог оформить вычет по НДС и понес убытки), то фирма вправе пожаловаться на ИП в налоговую. Та, в свою очередь, инициирует проверку предпринимателя на предмет наличия первичных документов и, возможно, выявит нарушения в осуществлении их оборота. Как следствие — оштрафует его и, что совершенно не исключено, доначислит НДС вследствие нарушений в применении первичных документов.

Ваша оценка данной статье:
Бесплатный вопрос юристу
Вам будет интересно
Комментарии (0)
Ваш e-mail не будет опубликован.
Обязательные поля помечены *
Ваш комментарий будет первым!