Обязанность учета коммерческих затрат появляется у бизнесменов при применении определенных налоговых режимов. Четкое разграничение расходов позволяет подсчитать себестоимость продукции, работ и услуг, а также объективно оценить рентабельность. Не обойтись без документирования и классификации при составлении бухгалтерской отчетности.
Виды затрат
Официальная классификация расходов введена статьями 318 – 319 НК РФ. Нормы предполагают деление на две группы:
- Косвенные. Такие издержки нельзя включать в себестоимость отдельного товара, работы или услуги. Затраты осуществляются для поддержания коммерческой деятельности в целом. Так, в эту категорию входит стоимость рекламы, аренды, коммунального обслуживания, маркетинга, правовой и бухгалтерской поддержки.
- Прямые. Расходы связаны с выпуском какого-то продукта. Учету в этом статусе подлежат издержки на сырье, комплектующие детали, запасы. К прямым затратам также относят заработную плату, амортизацию основных средств, вознаграждения подрядчиков, упаковку продукции.
Коммерсант самостоятельно разделяет расходы. Правила закрепляются локальным нормативным актом – учетной политикой.
Статья 265 НК РФ выделяет дополнительный вид – внереализационные затраты. Они не связаны с производством товаров, выполнением работ или оказанием услуг. Их нельзя отнести к издержкам в торговой сфере. В эту категорию включают расходы на погашение кредитов, процессуальные издержки, штрафы и неустойки. Норма содержит список внереализационных затрат.
В целях финансового учета и планирования на предприятии может устанавливаться дополнительная классификация. Так, в практике распространено деление на постоянные и переменные расходы.
Обязанность разграничения
Раздельный учет затрат должны организовать предприятия на общем режиме налогообложения. Требование актуально при выборе метода начисления. Под таковым понимают принятие расходов в момент их документального подтверждения.
При составлении бухгалтерских отчетов раздельный учет необходим для правильного отражения себестоимости. В налогообложении группировка затрат влияет на расчетную базу. Так, косвенные расходы вычитают из сумм в том периоде, в котором они возникли, прямые – включают в калькуляцию лишь после реализации товара.
Правила списания
Ошибки при учете расходов нередко становятся причиной налоговых споров. Территориальные инспекции обвиняют коммерсантов в искусственном завышении издержек и уклонении от платежей в бюджет. Избежать проблем позволяет минимизация различий в бухгалтерском и налоговом учете.
- Прямые расходы. Списывать такие издержки необходимо сразу после продажи товаров. На порядок не влияет предоставление покупателям отсрочек платежа. А вот затраты на готовую продукцию, отгруженную на склад, принять к учету нельзя. Такое действие инспекторы могут отнести к недобросовестности.
- Косвенные расходы. Их нужно списывать единовременно. Обязательным условием становится документальное и экономическое обоснование. Целесообразность затрат должна быть очевидна.
Сблизить данные налоговой и бухгалтерской отчетности позволит уравновешивание себестоимости и прямых издержек.
При документировании и классификации расходов специалисты рекомендуют пользоваться инструкциями Минфина России. Опираться можно на отраслевые правительственные постановления, ведомственные информационные письма и судебную практику.