Зачем нужно проведение налогового аудита

2475
Изменения: февраль, 2024 года

Налоговый аудит для организации является востребованной услугой. Несмотря на то, что он не является обязательным, его не должны проходить даже компании, которым законодательно вменяется требование по ежегодной проверке бухгалтерской отчетности, организации самостоятельно инициируют его проведение.

Что он собой представляет и зачем нужен

Налоговый аудит для организацииПри  налоговом аудите изучаются и анализируются финансовые документы фирмы, они должны соответствовать налоговому законодательству. Аудитор проверяет правильность исчисления и уплаты налога в бюджет. Цель аудита — проверить достоверность документации и исключить претензии со стороны контролирующих органов при налоговой проверке. Ведь если какие-то ошибки в налоговом учете найдет налоговая инспекция, организация будет привлечена к ответственности и на нее наложат штрафные санкции. Проверяющий при обнаружении ошибок должен предоставить руководству компании рекомендации по их устранению.

Аудит поможет выявить не только недоимку по уплате сборов в бюджет, но и переплату. Так в регионах могут устанавливаться разные налоговые льготы, о которых бухгалтерия предприятия может не знать. 

Кому нужен налоговый аудит:

  1. фирмам, применяющим несколько режим налогообложения;
  2. предприятиям, осуществляющим экспортно-импортную деятельность;
  3. организациям, претендующим на льготы, которые не имеют четкого толкования в налоговом законодательстве.

Налоговый аудит может быть 4-х видов:

  • Комплексный. Такую проверку рекомендуется проводить перед ревизией налоговой службы. Она представляет собой изучение всей документации. Однако все равно присутствует риск, что какие-то нюансы будут пропущены. Требует от руководства фирмы больших временных и финансовых вложений. Комплексный аудит также поможет определить сферу, в которую уходят денежные средства и оптимизировать расходы.
  • Структурный. Этот аудит подойдет крупным организациям, у которых есть подразделения. Позволит выявить налоговую нагрузку каждого подразделения и оптимизировать ее.
  • Тематический. Изучаются только отдельные направления налогового учета. Подходит организациям, которые имеют проблемы в каких-то конкретных сферах. За счет узкой направленности, проверка занимает меньше времени.
  • Экспресс-проверка. Это смесь тематического и комплексного аудита, изучается вся отчетность. Проводится в случаях, когда тематический аудит не даст достаточной информации, а для полноценного комплексного аудита не хватает средств или времени. Экспресс-проверке также отдают предпочтение, например, при покупке крупной компании. Она покажет ее возможные налоговые риски.

Как проходит аудит

Налоговый аудит проходит в три этапа. Сначала изучается и дается оценка принятой на предприятии системы налогообложения. При этом аудитор проводит следующие действия:

  1. определяет обстоятельства, оказывающие влияние на отчетность;
  2. изучает методику, по которой осуществляются платежи;
  3. дает оценку работе специалистов, занимающихся налогообложением;
  4. проверяет налоговую документацию;
  5. проводит расчет налоговых показателей.

Проведенные процедуры позволяют аудитору выявить ошибки и слабые места налоговой политики предприятия. На втором этапе проверяется правильность уплаты налогов. Изучаются и анализируются налоговые декларации, справки по авансам и другие документы. В среднем на проверку уплаты каждого вида налога, применяемого в организации, отводится 5 дней.

На последнем этапе аудитор разрабатывает рекомендации по устранению найденных недочетов и улучшению налоговой политики компании.

На протяжении всей проверки аудитор должен решить следующие поставленные задачи:

  • определить достоверность расчета базы налогообложения по всем налогам, которые перечисляет компания. В ходе аудита у организации может обнаружиться имущество или операции, которые не попали в базу для расчета налога;
  • оценить вероятность завышения налогооблагаемой базы. В базу для расчета налога могут быть ошибочно включены необлагаемые суммы:
  • дать оценку обоснованности применения пониженных или нулевых налоговых ставок. Особенно актуально это для сельскохозяйственных и медицинских предприятий, не все доходы таких организаций подпадают под нулевую ставку;
  • изучить налоговые льготы, существующие на предприятии, и определить имеется ли законодательное основание для их применения;
  • определить налоговые риски организации;
  • оценить достоверность составления налоговых документов, выявить недостатки  действующей системы и дать рекомендации по их устранению;
  • определить, имеющиеся налоговые резервы, дать рекомендации по их использованию.

После завершения аудита проверяющий выражает свое мнение о правильности ведения налогового учета в заключении.

Ваша оценка данной статье:
Бесплатный вопрос юристу
Вам будет интересно
Комментарии (0)
Ваш e-mail не будет опубликован.
Обязательные поля помечены *
Ваш комментарий будет первым!