Предварительная оценка контрагента получила наименование андеррайтинга. Термином обозначают комплекс мероприятий, направленный на выявление признаков недобросовестности и анализ рисков неисполнения договора потенциальным клиентом.
В практике широко применяются десятки способов такой проверки. Эксперты рассказали о наиболее распространенном из них.
Анкетирование
Перед подписанием контракта делового партнера просят заполнить специальную декларацию. У добросовестных контрагентов не возникает проблем с предоставлением информации о своей деятельности.
Стандартная анкета юридического лица включает следующие разделы:
- Название и регистрационные данные. Указанию подлежит полное наименование, организационно-правовая форма, день постановки на государственный учет. Проверка достоверности сведений осуществляется посредством обращения к открытой базе ФНС РФ.
- Местонахождение. В большинстве случаев в анкете просят указывать юридический и почтовый адреса. Информация необходима для своевременного выявления сомнительных компаний. Так, рискованным признается заключение договора с фирмой, зарегистрированной по «массовому адресу». Тревожным сигналом является расхождение места постановки организации на учет, расположения ее центрального офиса и пунктов приемки корреспонденции. С марта 2022 года юристы не рекомендуют сотрудничать с предприятиями, зарегистрированными в недружественных странах.
- Контролирующие лица. В анкете должны быть отражены сведения об учредителях, руководителе и главном бухгалтере. Особое внимание следует уделить составу коллегиальных органов управления. Так, эксперты рекомендуют отказаться от сотрудничества с предприятиями, контролирующие лица которых ранее были дисквалифицированы или судимы за экономические преступления. Высокий риск возникает также при заключении сделок с владельцами обанкротившихся ранее фирм.
- Обязательства. Этот раздел анкеты отражает наличие у потенциального клиента займов, кредитов, ссуд. Дополнительно запрашивается перечень поставщиков сырья, сведения о каналах сбыта готовой продукции. Нередко в анкете просят указывать все имеющиеся просрочки по платежам.
- Материнские компании и дочерние предприятия. Анализ по этому направлению позволяет оценить самостоятельность контрагента, уточнить перечень аффилированных лиц, своевременно выявить сделки с заинтересованностью.
- Имущество. При заключении контрактов на крупные суммы у потенциальных партнеров запрашивают информацию о вкладах, недвижимости, транспорте, объеме дебиторской задолженности.
- Конфликтность. Данные о количестве судебных разбирательств позволяют оценить риск возникновения спора. Внимание уделяют также частоте привлечения потенциального клиента к административной и налоговой ответственности.
- Финансовые данные. Выводы о платежеспособности помогает сделать информация о стоимости активов, размере оборотного капитала, объеме прибыли. При предоставлении контрагентом отчетности специалисты могут оценить эффективность финансовой политики.
Нередко в анкете просят указать контактные данные, включая электронную почту и номера телефонов доверенных лиц. Дополнительно в документе прописывается условие об ответственности за предоставление недостоверной информации.
При необходимости структуру анкеты разрешается дополнять строками о согласии на последующие проверки, пунктами о наличии лицензий, допусков, сертификатов, численности наемного персонала, участии в корпоративных или государственных закупках.
В завершение отметим, что предварительный опрос зависит от правового статуса партнера. В отношении физических лиц имеет смысл анализировать кредитную историю, уровень и характер доходов, семейное положение, наличие иждивенцев, отметки о наркотической, алкогольной или иной зависимости.
При сотрудничестве с гражданами одновременно с анкетой запрашивается согласие на обработку персональных данных. Информация оценивается по специальной шкале с присвоением баллов. Такой метод именуют скорингом.