Бизнес на доставке еды – формат предпринимательства, появившийся в России совсем недавно, но быстро завоевавший отечественный рынок. Современный человек не всегда находит время и силы для самостоятельного приготовления пищи. Кому-то просто хочется устроить праздник, не занимаясь едой самостоятельно. В любой из этих ситуаций люди нередко решаются заказать пищу прямо себе домой.
Сфера обслуживания – одна из наиболее перспективных и прибыльных сфер в современном мире. Конечно, уровень конкуренции между предпринимателями, занимающимися доставкой еды, высокий, но правильное продвижение, высокое качество и разумная цена – принципы, с помощью которых можно открыть действительно рентабельное дело. Главное – знать, с чего начать бизнес на доставке еды, важные особенности и нюансы.
Особенности и нюансы работы в сфере доставки еды
Продукты питания – пожалуй, один из самых устойчивых к экономическим перепадам товаров. Конечно, касается эта не любой разновидности еды, но в большинстве своем спрос на нее остается прежним. Неудивительно, что и доставка еды как бизнес набирает все большую популярность.
Эта сфера услуг востребована в ряде направлений:
- жители мегаполисов много времени проводят на работе, в дороге, поэтому имеют немного времени для самостоятельного приготовления пищи;
- обслуживание бизнес-сектора (бизнес-ланчи для офисных сотрудников, готовые обеды для конференций);
- работа с заведениями общепита (возможность организовывать доставку еды, взяв на себя полномочия курьерской службы);
- обслуживание целых мероприятий (банкеты, празднества, торжества).
Возможностей в этой сфере множество, от правильности их использования будет зависеть, выгодно или нет начатое дело.
Преимущества и недостатки бизнеса доставки еды
Предприниматель, начинающий работать в этой сфере с нуля, должен четко понимать достоинства и недостатки бизнеса. К числу минусов можно отнести следующие особенности:
- серьезная конкуренция;
- сложность сбора клиентской базы;
- трудности в оформлении бизнеса.
Но плюсов у такого формата предпринимательства намного больше. В их число входят:
- минимальные первоначальные вложения;
- возможность работы на дому;
- высокая рентабельность (в случае успешного поиска клиентов);
- возможность расширения бизнеса (не только в плане объемов, но и открытия собственного ресторана или закусочной, например);
- широкие возможности (множество форматов);
- высокий спрос на услугу;
- множество способов раскрутки.
Быстрая окупаемость бизнеса на доставке еды тоже является положительным моментом, но только в случае грамотного ведения собственного дела.
Выбор подходящего формата
Возможности в сфере общепита очень велики. Но важно не просто выбрать наиболее привлекательный формат, но еще и оценить рынок. Если все фирмы города занимаются кейтерингом, например, то идти в эту же нишу не имеет смысла. В целом же, можно выделить следующие форматы бизнеса на доставке еды:
|
Сущность |
Преимущества |
Недостатки |
Прямое сотрудничество с предприятием общепита |
Смысл заключается только в доставке готовой продукции от производителя конечному потребителю. Прибыль будет получаться в виде разницы в стоимости. |
Минимальные затраты на открытие. Отсутствие необходимости заниматься изготовлением пищи. Наличие клиентов. Не нужно заниматься продвижением, рекламой. |
Работа с узким кругом клиентов. Зависимость от партнера. Меньшая прибыль. |
Кейтеринговая компания |
Работа на банкетах, праздниках, корпоративах. |
Высокая прибыль даже с одного клиента (так как у таких мероприятий почти всегда большое количество участников). Работа в элитном сегменте. |
Относительная сезонность. Существенные затраты на рекламу. Зависимость от деловой репутации своей компании. Серьезные затраты на реализацию идеи. Необходимость самостоятельно готовить продукцию. |
Изготовление полуфабрикатов |
Бизнесмен занимается изготовлением продукции (пельмени, вареники, котлеты, горячие бутерброды), а после продает их конечному потребителю. |
Относительная простота изготовления. Высокий спрос на продукцию. Большая прибыль. |
Необходимость оборудования зоны для готовки. Повышенные требования от СЭС. |
Предприятия полного цикла |
Предприниматель занимается изготовлением полностью готовой продукции и ее продажей. |
Востребованность направления. Высокие доходы. Возможность работы с клиентами разных сегментов (B2C, B2B), в том числе и с государственными учреждениями. |
Высокие затраты на открытие. Трудности в поиске клиентов. Необходимость использовать разные методы продвижения. Высокие риски. |
Регистрация бизнеса
Серьезно настроенный предприниматель должен, определившись с форматом, заняться регистрацией своего бизнеса. Можно стать ИП или открыть ООО. При самостоятельном приготовлении пищи нужно будет получить:
- разрешение от СЭС, пожарной службы;
- разрешение на осуществление работы в Роспотребнадзоре;
- разрешение на осуществление доставки (необходимо для официального заключения договоров с клиентами, составления транспортных накладных).
Если же работать с предприятием общепита, то большинство из этих бумаг просто не понадобится. Поэтому такой формат считается наиболее простым и понятным для начинающих бизнесменов.
Организационные вопросы
Если планируется самостоятельно готовить пищу, то нужно будет решить еще несколько важных вопросов:
- потребуются ли работники (если да, то сколько, как их выбрать);
- какое закупить оборудование;
- где закупать сырье;
- как готовить еду;
- где хранить сырье и готовую продукцию.
Персонал
Если самостоятельно с объемами работы предприниматель не справится, то ему важно найти добросовестных, знающих свое дело сотрудников. Бизнес на доставке еды может потребовать найма следующих рабочих:
- диспетчер;
- повар;
- курьер.
При крупных масштабах могут потребоваться складские работники, охранники. А вот нанимать бухгалтера совсем необязательно – можно воспользоваться услугами аутсорсинга.
В долгосрочной перспективе потребуется и собственное транспортное средство, быть может, даже не одно. Оно позволит быстро развозить продукцию, но и потребует внесения амортизационных отчислений в стоимость продукции.
Оборудование
Потребуются они в случае самостоятельного изготовления пищи. Тогда и размер вложений будет куда выше, чем при осуществлении доставки уже готовой продукции предприятий общепита. Точный список оборудования, необходимого для работы, будет зависеть от специфики работы. Необязательно покупать дорогую технику, на первых порах можно обойтись и б/у. Вне зависимости от типа изготавливаемой пищи предпринимателю понадобится:
- кухонные принадлежности (доски для разделки, сковороды, кастрюли, миски, венчики, ножи и другое);
- комбайн с функциями блендера, миксера и мясорубки (это существенно ускорит работу поваров);
- плита;
- микроволновка;
- холодильник;
- морозилка.
Придется закупить и контейнеры для осуществления транспортировки. Можно использовать мини-холодильные камеры или, наоборот, термосумки.
Дополнительно стоит заранее изготовить тарелки, стаканы, салфетки с собственной символикой. Это сделает организацию более узнаваемой и поднимет ее деловую репутацию в глазах клиентов.
Разработка меню
От ассортимента изготавливаемой еды будет зависеть сложность работы повара, конечный список необходимого оборудования и сырья. Лучше делать меню разнообразным, чтобы привлечь как можно больше клиентов. Например, если готовить только пиццу или суши, можно потерять большое количество покупателей. В меню также можно добавить:
- напитки (соки, воду, коктейли, муссы);
- вторые блюда (салаты, горячую продукцию);
- закуски (бутерброды, хот-доги, пицца, суши, роллы);
- десерты (включая мороженое);
- специфическую пищу (например, итальянские, французские или китайские блюда).
На этапе разработки меню нужно подумать и о том, где закупать сырье. Следует поискать оптовых поставщиков с качественными товарами и невысокими ценами. Важно, чтобы продукция была свежей и сертифицированной.
Продвижение собственного бизнеса по доставке еды
Когда с форматом и меню предприниматель определился, свою фирму зарегистрировал, то он может начать заниматься продвижением собственного бренда. Но сразу же может возникнуть вопрос, а где же искать клиентов?
Нужно не забывать, что объем прибыли напрямую зависит от количества клиентов и среднего чека.
Поэтому искать клиентов нужно разными способами. Вот наиболее действенные и распространенные в сфере доставки еды:
- Личное посещение компаний и офисов, раздача им своих визиток и прайсов. Сюда же можно отнести бесплатную дегустацию блюд сегменту B2B.
- Размещение объявлений в газетах и местах большого скопления людей, раздача листовок, буклетов.
- Продвижение в интернете. Тут работать можно через социальные сети, общаться на местных форумах. Весьма эффективной будет и контекстная реклама.
Уже на начальном этапе следует позаботиться о наличии собственного сайта. Важно, чтобы на нем было меню с ценами и описанием блюд, актуальная информация о проводимых акциях и скидках. Должна быть и обратная связь – не только возможность заказать продукцию, но и сообщить о недостатках, оставить отзыв о работе организации.
Финансовые показатели
В случае открытия доставки еды с полным циклом приготовления, нужно будет иметь капитал в размере хотя бы 80–150 тысяч рублей. Если же планируется просто развозить готовую продукцию точек общепита, то можно обойтись и куда более скромной суммой. Рентабельность работы в данной сфере обычно колеблется от 30 до 60%, а срок окупаемости может варьироваться от 2 месяцев до 1–1,5 лет (в зависимости от размера вложений, успешности работы и других факторов).