Бизнес на доставке воды – отличная идея, позволяющая открыть свое дело при минимальных вложениях и с невысокими рисками. Ключевыми факторами будут являться качество продаваемой воды и правильность проведения рекламных акций, использования других форм продвижения собственного продукта и бренда.
Плохое состояние экологии в крупных городах заставляет граждан отказываться от воды из-под крана в пользу платной, очищенной и обогащенной минералами воды. Вот почему доставка воды как бизнес способна принести внушительную прибыль предпринимателям, имеющим отменные организаторские способности.
Какую воду продавать?
Качество продаваемой продукции – главное оружие в приобретении постоянных, лояльно настроенных клиентов. Если предприниматель начинает бизнес на доставке воды с нуля, то сначала ему следует узнать, какие особенности должна иметь продукция. Есть следующие требования к составу питьевой воды, которую можно продавать:
- уровень минерализации может варьироваться от 50 до 150 мг/л;
- вода должна быть очищенной (в ее составе искусственных добавок должно быть не больше 1%);
- предварительно жидкость должна быть смягчена;
- не допускается наличие железа и хлора в составе, а вот полезные ингредиенты в виде кальция, магния и фтора наоборот должны присутствовать в составе;
- вода должна быть богата минеральными веществами;
- жидкость обязательно должна проходить процедуру обеззараживания (выполняется при помощи специальных УФ-установок).
Эти особенности должны знать и обычные поставщики, и те, кто самостоятельно добывает и очищает воду. Готовая продукция может использоваться для питья и приготовления пищи. Хранится после розлива по емкостям она в течение 3–6 месяцев. Для продажи обычно используются канистры с емкостью 18,9 литров.
Выбор формата для доставки воды
Начинающий предприниматель, решивший заняться доставкой воды, не всегда знает, с чего начать. Прежде чем оформлять собственный бизнес, необходимо определиться с наиболее подходящим форматом. Способов работы существует несколько:
- полный цикл;
- дилерство;
- работа по франшизе.
Особенности каждого из них для наглядности рассмотрим в сравнительной таблице.
|
Вложения |
Уровень сложности |
Масштабы |
Особенности |
Предприятие полного цикла |
От 200 000 рублей |
Сложный, подходит опытным предпринимателям |
Крупный бизнес |
Работа проходит в два этапа – сначала разрабатывается скважина, строится завод по очистке и разливу воды. После налаживается производство и каналы сбыта. |
Дилерство |
От 10 000 – 20 000 рублей |
Наиболее легкий формат |
Мелкая, средняя торговля |
Суть заключается в поставках воды от производителя конечному потребителю. Доход приносит наценка на продаваемую продукцию. |
Работа по франшизе |
От 50 000 – 100 000 рублей |
Средний, подойдет начинающим и уже имеющим опыт в других сферах предпринимателям |
Средняя, крупная торговля |
Клиент получает готовые бизнес-решения, продуманную стратегию, поддержку со стороны франчайзера. |
Если вложения предпринимателя невелики, то ему лучше остановиться на варианте дилерства. Оптовые закупки могут позволить получить скидку в размере от 50 до 75% от стоимости. Рентабельность такого формата очень высока и будет напрямую зависеть от количества проданной продукции.
В долгосрочной перспективе предприятия полного цикла боле привлекательны, так как им легче бороться с конкурентами. Такие форматы бизнеса нередко позволяют стать монополистом в своем населенном пункте и даже целом регионе.
Организационные вопросы
Если предприниматель решил всерьез заниматься доставкой воды, то ему придется регистрироваться в качестве ИП или ООО. Второй вариант больше подходит для крупного бизнеса, требует сбора большего количества документов, да и требования у налоговых служб к организациям несколько строже. В качестве кода ОКВЭД можно использовать 52.25.2 – «Розничная торговля безалкогольными напитками». В эту категорию входит в том числе и минеральная вода.
Дополнительно придется получить:
- гигиеническое разрешение на воду (если планируется открывать предприятие полного цикла);
- лицензию на продажу (она действительна в течение 3 лет, выдается в Управлении лицензирования).
Помещения для работы
Казалось бы, совсем необязательно арендовать помещения, занимаясь доставкой воды. И все же, не обойтись будет без офиса при организации серьезного бизнеса. Достаточно будет площади в 10–15 м2. Никакой серьезной техники не потребуется. Офис будет предназначен для удаленной работы с клиентами.
Дополнительно можно организовать пункт приема пластиковых бутылок. Его можно совместить с офисом. Для оборудования такого помещения хватит и 10 м2.
Если предприниматель занимается крупной торговлей (более 16 тонн воды в месяц), то обязательно потребуется склад.
Выбранное помещение должно удовлетворять следующим требованиям:
- площадь – от 20 м2;
- температурный режим – от +5 до +200С;
- обязательная защита от солнечных лучей;
- расположение – вблизи большей части клиентов (чтобы экономить на транспортировке товара).
Транспорт для доставки воды
Открывая бизнес по доставке воды, обязательно нужно подумать о наличии транспорта. Он необходим для следующих целей:
- получение товара у производителя (при работе в качестве дилера);
- доставка воды покупателю.
Для работы можно использовать собственный автомобиль, оформить машину в лизинг или взять в аренду. Есть и еще один вариант – нанять работника с личным транспортным средством, но тогда придется платить ему довольно высокую заработную плату, а в случае увольнения искать замену с автомобилем, что не всегда легко.
Рассчитывая окупаемость бизнеса нельзя не брать во внимание арендную плату, затраты на бензин и починку автомобиля. Все это должно быть заложено в себестоимость продукции.
Важно на начальном этапе определиться и с количеством машин. С одним автомобилем можно в месяц развозить порядка 20 тонн воды. Если планируются большие объемы, то может потребоваться и дополнительные транспортные средства.
Персонал
При мелких объемах можно обойтись и без персонала. Самостоятельно вести клиентскую базу, забирать у производителя и доставлять клиентам продукцию, вести отчетность. Но при увеличении объемов обязательно нужно нанимать персонал и перекладывать на сотрудников часть своих обязанностей. Для работы могут потребоваться:
- диспетчер (можно даже взять человека для работы на дому, чтобы он принимал звонки, обзванивал клиентов, принимал заявки);
- водитель-экспедитор;
- менеджеры (занимаются продвижением, работают с базой, расширяют круг клиентов, разрабатывают корпоративные программы).
Использовать лучше фиксированную оплату труда. А для менеджеров можно предусмотреть форму «оклад +проценты со сделок», чтобы они были заинтересованы в привлечении новых клиентов.
Продвижение и привлечение клиентов
Правильное продвижение – еще один важнейший фактор, от которого зависит, будет дело выгодно или нет. Работать можно сразу в нескольких направлениях:
- Работа с гражданами (развоз воды в квартиры). Этот формат будет прибыльным только в случае объема продаж от 400 литров воды ежедневно. В противном случае работа окажется убыточной. Иметь такой объем можно при обслуживании постоянных клиентов в виде 150–200 семей.
- Работа с организациями. Формат доставки воды B2B более привлекателен, так как предполагает намного большее потребление воды клиентами. В любом офисе располагаются кулеры с водой, а если предприятия крупные, то таких установок по всей территории не один десяток. Вот и получается, что такая форма работы позволяет получить довольно существенный объем прибыли.
За день один человек в рабочее время выпивает порядка 1 литра воды. Если в организации работает 50 человек, то общее дневное потребление воды составляет 50 литров. В месяц получается порядка 120–150 литров.
Совмещая два направления, предприниматель обеспечивает себя постоянными заказами, делает собственный бизнес более стабильным и прибыльным.
Есть и еще несколько интересных направлений, которые можно взять на заметку:
- частные детские сады и школы;
- торгово-развлекательные центры;
- заправки;
- организаторы праздников.
Важно пользоваться эффективными способами продвижения. Свою рекламу можно размещать в местных газетах, раздавать листовки в людных местах. Для работы стоит использовать и интернет-пространство. Следует создать собственный сайт, заняться его продвижением. Баннерная и контекстная реклама тоже позволят привлечь дополнительных клиентов.
Финансовые показатели
Открыть небольшой бизнес по продаже воды можно и с капиталом в несколько десятков тысяч, имея собственный транспорт. При более серьезных масштабах придется закупить тару, воду, кассу, потратить деньги на создание сайта и размещение рекламы. Если планируется купить автомобиль, то дополнительно понадобится порядка 300 000 рублей. Всего уйдет около 350 000 – 400 000 рублей.
В число постоянных затрат входят:
- аренда помещения – 5 000 рублей;
- заработная плата – 25 000 рублей;
- затраты на рекламу – 10 000 рублей;
- закупка воды – 40 000 рублей;
- транспортные расходы – 10 000 рублей.
Итого: 90 000 рублей ежемесячных расходов. Общая сумма дохода может достигать 130 000 рублей. Значит, прибыль составит порядка 40 000 рублей. Рентабельность – около 44,4%. Окупаемость будет зависеть от суммы вложений. Если это несколько десятков тысяч, то выйти на чистую прибыль можно уже после первого месяца активной работы. А вод окупить вложения в собственную скважину труднее. На это может потребоваться от нескольких месяцев до 1–2 лет.