Сельскохозяйственный бизнес — в числе самых активно растущих сегментов экономики России сегодня. К традиционно популярным его сегментам относится перепродажа зерна. Каким образом ее может организовать предприниматель? Можно ли заняться данным видом бизнеса с нуля?
Что представляет собой перепродажа зерна?
Бизнес на перепродаже зерна может быть основан, собственно, на перепродаже соответствующего сельскохозяйственного продукта или на посреднической деятельности. Во втором случае предполагается участие еще одного субъекта — фактически перепродающего зерно (иначе бизнес будет в чистом виде посредническим без элемента перепродажи).
Но все эти варианты возможны.
Так, предприниматель, занимающийся данным видом бизнеса, может находить производителей зерна (или других посредников), закупать его у них и перепродавать конечным потребителям либо другим посредникам (или же содействовать продаже зерна им, взимая комиссию).
Таким образом, схем здесь может быть несколько. Причем, все они, в принципе, могут быть задействованы одновременно. Вполне возможна ситуация, при которой предприниматель:
- закупает зерно у производителя A напрямую;
- закупает зерно у производителя B через посредника (одного или нескольких);
- содействует продаже зерна от производителя C некоторому посреднику, взимая комиссию;
- перепродает закупленное зерно у производителей A и B напрямую потребителям или через других посредников.
Возможны различные сочетания указанных правоотношений. При этом, каждое из соответствующих правоотношений будет характеризоваться отдельной величиной требуемых вложений (от нуля или минимального их объема — при посреднических сделках, до необходимости инвестировать миллионы рублей — при закупках зерна).
Кроме того, наряду с перепродажей или посредничеством, партнер производителя (или его посредника — здесь правоотношения, вновь, могут складываться по очень сложным схемам) может оказывать дополнительные услуги:
- по транспортировке зерна;
- по организации хранения зерна;
- проведение экспертизы качества зерна;
- по страхованию зерна.
И это, конечно, не исчерпывающий перечень возможных сервисов от посредника (партнера по сбыту) сельхозпроизводителя. Они, а также услуги, дополняющие их, могут, опять же, оказываться в разных сочетаниях.
Но, так или иначе, неизменным участником данных правоотношений будет производитель зерна — частный фермер или сельскохозяйственная организация. В чем же его интерес во взаимодействии с тем или иным посредником (включая того, который будет осуществлять фактическую перепродажу зерновой продукции)?
В чем интерес производителя в перепродаже зерна?
Производитель зерна, как и любой из участников рыночных отношений, определяет то, выгодно или нет вести той или иной бизнес исходя не только из возможных доходов от реализации продукции, но также и с учетом расчетных расходов, связанных с данной реализацией.
Вполне может оказаться так, что при возможности продать зерно по высокой отпускной цене у фермера будут настолько высокими издержки по его транспортировке или организации хранения перед продажей, что он либо откажется от выращивания зерна либо будет вынужден обращаться к посредникам. При этом, возможная структура партнерских взаимоотношений с посредниками может очень сильно разниться.
Как правило, чем больший объем зерна реализует сельхозпроизводитель, тем более вероятно, что ему потребуется помощь посредников. Если зерна немного — может быть проще и выгоднее отвезти его потребителю самостоятельно. Но если речь идет о промышленных масштабах выпуска зерна, то, очевидно, доставить данный продукт покупателю без содействия компетентных посредников будет крайне непросто.
Те же закономерности могут характеризовать и сбыт продукции. Частному фермеру или небольшой сельскохозяйственной организации, как правило, существенно проще обеспечить выкуп всей или большей части производимого зерна. Для этого во многих случаях достаточно заключить буквально несколько контрактов. В случае с крупной организацией из сферы агробизнеса может потребоваться подписание соглашений с сотнями потребителей. На это может уйти очень много времени и средств — и в этом случае, опять же, может быть выгоднее продать зерно через посредников.
Следующая сторона указанных выше правоотношений, которая участвует в них в любом случае — это конечный потребитель. Примечательно, что он также может быть заинтересован в том, чтобы между сельхозпроизводителем и ним был посредник.
В чем интерес потребителя в покупке перепродаваемого зерна
Главный интерес производителя зерна — рентабельность сельскохозяйственного бизнеса. Он обратится к посреднику, который способен осуществить (самостоятельно или при содействии других хозяйствующих субъектов) перепродажу зерна, взяв на себя сопутствующие расходы. В свою очередь, главный интерес потребителя — получить качественное зерно по устраивающей его цене. Зачастую получить продукт, соответствующий данному критерию, можно только при условии обращения к надежному посреднику.
Безусловно, играет роль также фактор дополнительных расходов, характеризующих, в частности, транспортировку зерновой продукции от производителя к потребителю или, к примеру, проведение экспертизы качества продукции. Их величина закладывается в себестоимость товара, производимого потребителем зерна — муки, каши. В случае, если соответствующие издержки будут чрезмерно велики, то потребитель будет вынужден выставлять неконкурентную или не соответствующую социальным приоритетам цену на продукцию либо терпеть убытки. Но на помощь ему, опять же, может прийти посредник, который подскажет способ снизить расходы для потребителя зерна.
Приоритеты потребителя зерна в данном случае будут вновь в значительной степени зависеть от величины соответствующего хозяйствующего субъекта. Если это небольшая частная мельница, то надежного поставщика зерна ее владелец, скорее всего, сможет найти самостоятельно. Если это крупный поставщик муки для хлебзаводов, то в этом случае ему, вероятно, придется налаживать связи с большим количеством поставщиков. Всякий раз проводить своими силами экспертизу качества зерна, тратиться на расходы по его доставке даже крупному заводу может оказаться не по силам, и в этом случае он может обратиться к посреднику.
Как начать бизнес по перепродаже зерна?
Исходя из рассмотренной специфики деятельности посредников в сельскохозяйственном бизнесе — с чего начать предпринимателю, который намеревается сделать бизнес на перепродаже зерна?
Вероятно, самой работоспособной будет постепенная схема вовлечения в соответствующий сегмент коммерческой деятельности. Начать данный бизнес буквально с нуля можно, осуществляя как раз таки посреднические сделки — взимая процент с транзакций между производителем и хозяйствующим субъектом, осуществляющим фактическую перепродажу зерна (при возможном подключении других посредников).
Для того, чтобы стать эффективным посредником на зерновом рынке, нужно очень активно изучать данный сегмент, устанавливать связи с основными сельхозпроизводителями и потребителями, знакомиться с нюансами ведения данного бизнеса в разных регионах. В посредническом бизнесе немаловажную роль играют не только связи, но и умение человека проводить переговоры, учитывать интересы каждой стороны сделки вне зависимости от ее масштабов и роли на рынке. Зачастую только за счет данного умения предприниматель очень быстро становится уважаемым и ценным посредником. При этом, с его стороны в принципе может не потребоваться каких-либо вложений в бизнес.
Следующей стадией вовлечения предпринимателя в рассматриваемый сегмент может быть непосредственно перепродажа небольших партий зерна — при взаимодействии с хорошо знакомыми ему поставщиками и потребителями. Ни те, ни другие ничего не потеряют от того, что предприниматель будет не посредником, а субъектом, фактически осуществляющим перепродажу. Но реальный заработок бизнесмена может быть существенно выше комиссии.
Однако, стоит понимать, что в этом случае предпринимателю придется взять на себя значительную часть расходов на организацию поставок и оказание необходимых услуг производителю сельхозпродукции и ее потребителю. Прежде всего, это транспортные расходы, а также те, что связаны с организацией хранения зерна.
Окупаемость соответствующих расходов будет зависеть не только от рыночной конъюнктуры, но и от эффективности работы предпринимателя, проведенной на стадии посреднической деятельности. Он, закупая зерно у поставщика, должен быть уверен (неоднократно убедившись в этом до этого на практике), что данное зерно — лучшее для потребителя, которому оно перепродается, чтобы у того не было веских причин запросить за продукт пониженную цену.
После того, как предприниматель освоил принципиальные моменты перепродажи зерна как бизнеса вне контекста посреднических сделок, то ему можно рассмотреть переход в следующий по уровню капитализации и, вместе с тем, сложности ведения деятельности сегмент — превращение в сетевого или регионального оптовика. То есть, фирмы, которая на стабильной основе в порядке осуществления основного вида деятельности перепродает зерно.
Как правило, данный вид бизнеса предполагает все более активное заключение соглашений с крупными поставщиками и производителями и во многих случаях требует от предпринимателя делегирования своих полномочий другим людям. Поэтому, перед тем, как приступить к соответствующему этапу развертывания бизнеса, необходимо уделить внимание работе по поиску или подготовке кадров. Делегирование в сфере бизнеса — явление крайне сложное. Поиск надежного менеджера может быть не менее ответственным делом, чем установление отношений с тем или иным поставщиком или потребителем.