Бизнес на выращивании зелени является одним из наиболее перспективных и быстро окупаемых направлений сельского хозяйства. Но этот формат предпринимательства потребует ответственности и терпения.
Особенности «зеленого» бизнеса
Выращивание зелени как бизнес привлекательно из-за возможности начать собственное дело, почти не имея на руках денежных средств. Даже всего несколько десятков тысяч рублей могут обеспечить прибыль в ближайшем будущем.
Предпринимателей в этой идее привлекает простота и высокая рентабельность – на выращивании зелени можно получить до 500% от вложенных средств за сезон. Приятным моментом является и то, что спрос на такую продукцию очень высок, причем не только в летнее время года.
Никаких особых знаний и уж тем более образования для начала такого бизнеса не потребуется – достаточно будет изучить особенности выращивания выбранных культур.
Вложения в выращивание зелени могут варьироваться от нескольких тысяч до десятков и сотен тысяч рублей – тут все будет зависеть от масштабов производства и размера желаемой прибыли. Наибольший доход можно получить в холодное время года, так как сами люди в это время зелень выращивают значительно реже, а цена из-за невысокого предложения продукции значительно возрастает.
Плюсы работы в отрасли
Предприниматель, открывая бизнес на выращивании зелени с нуля, должен четко понимать преимущества работы в данной отрасли. К числу плюсов можно отнести:
- невысокую стоимость семян;
- простоту выращивания и ухода за зеленью;
- высокий спрос на зелень;
- высокую рентабельность (может достигать 200–500%);
- невысокий стартовый капитал;
- быструю окупаемость (уже за первый месяц торговли зеленью можно вернуть вложенные средства).
Чем больше саженцев посадит предприниматель, тем большую прибыль он получит при правильном уходе за растениями. Например, с участка площадью 1 000 м2, засеянного зеленью, можно в месяц получать доход в размере 30–90 тысяч рублей. Это четко дает понять, выгодно или нет выращивание зелени.
Выбор направления
Любой начинающий бизнесмен, решивший выращивать зелень, задается вопросом, с чего начать свое дело? Первым делом нужно определить одно или несколько направлений работы. Наиболее выгодными на сегодняшний день являются следующие формы:
Что выращивать? |
Достоинства |
Недостатки |
Укроп, петрушка |
Простота ухода, неприхотливость к внешним условиям. Постоянный спрос на продукцию, так как оба вида зелени относятся к традиционной кухне. Быстрая окупаемость за счет быстрого роста. |
Высокий уровень конкуренции. |
Листья салата |
Возможность выращивать не только на грунте, но и на питательном растворе (гидропонике). Хорошие вкусовые качества вне зависимости от способа выращивания и ухода. Высокий спрос на продукцию в течение всего календарного года. |
Более высокие затраты на организацию места для выращивания салата. Необходимость использования современных методов выращивания. |
Редиска |
Высокие показатели урожайности, простота ухода, быстрый рост (собирать урожай можно уже через месяц после посадки редиса), относительно невысокая конкуренция в отрасли. |
Сезонный спрос на товар (наибольший интерес наблюдается в летнее время года). Необходимы достаточно серьезные площади для посева (если сравнивать с ранее описанными культурами). Необходимость строительства теплицы. |
Лук (для продажи перьев) |
Высокий спрос на товар, большая прибыль от реализации. |
Необходим тщательный уход (например, от переизбытка света перья лука могут пожелтеть и стать непригодными для последующего сбыта). Высокая вероятность заболеваемости. |
Базилик, шпинат, щавель, сельдерей |
Высокий уровень спроса и стоимости. |
Прихотливость, необходимость в строгом и тщательном уходе. |
Начинающим предпринимателям лучше выбирать более простые варианты – укроп, петрушка, салат или лук. Редис выгоднее использовать в качестве вспомогательной культуры. А вот такие специфические растения как базилик и шпинат требуют определенных навыков и знаний. Неопытным бизнесменам такой формат может принести убытки.
Где выращивать зелень?
Определившись с тем, что именно выращивать, предприниматель должен выбрать для себя подходящий способ выращивания. Тут многое будет зависеть от масштабов бизнеса и выбранной культуры. Принято выделять следующие способы:
- В собственной квартире. Этот формат подойдет для мелких предпринимателей, не имеющих большого стартового капитала. Но для выращивания придется выделить отдельное помещение. Всевозможных вариантов разведения зелени множество – ее можно помещать в обычные пластиковые бутылки, горшки или ящики. Придется позаботиться о регулярном поливе, попадании в комнату света и режиме влажности.
- На дачном участке (на грядках). Такой формат позволит организовать сезонный бизнес, так как в холодное время года растения погибнут. Наиболее привлекателен такой формат для людей, проживающих в южных регионах, так как там температурный режим выше, чем на севере. Чтобы наладить непрерывную работу, можно совместить этот способ выращивания с первым. Размер прибыли будет напрямую зависеть от площади участка, качества ухода и полива.
- В теплицах. Такой формат позволит выращивать зелень круглый год вне зависимости от погодных условий. Чаще всего этот способ используют жители южных регионов. В северных регионах прибыль окажется значительно ниже из-за больших затрат на оплату электроэнергии. Использовать теплицы есть смысл только в случае крупных масштабов бизнеса. Для начала потребуются серьезные вложения для строительства теплиц и их оборудования (освещение, полив).
Каналы сбыта
Люди, ценящие свое здоровье, включают в рацион питания зелень из-за наличия в ней множества полезных веществ (витаминов, минералов, микроэлементов). Поэтому продавать продукцию можно и самостоятельно, не поставляя ее в магазины. Но это потребует дополнительных затрат и времени. Наибольший спрос среди оптовых покупателей наблюдается у следующих заведений:
- магазины и супермаркеты;
- кафе и рестораны;
- рынки;
- овощебазы.
Все они готовы покупать зелень в больших количествах, но по оптовой (менее высокой) стоимости, чем при продажах в розницу.
Работать можно сразу в нескольких направлениях:
- Продавать продукцию в розницу. Особенно актуально в летнее время года. Продавать имеет смысл в регионе выращивания. В этом случае выращивать можно все выше перечисленные культуры в равном количестве.
- Продавать зелень оптом. Этот формат бизнеса будет более предпочтителен, если выращивать какую-то одну культуру, а не все сразу. Начинающим предпринимателям стоит рассмотреть возможность выращивания и продажи петрушки с укропом. За счет их быстрого роста можно обеспечить непрерывные поставки товара в магазины. Тогда и искать каждый раз нового покупателя не придется.
Организационно-правовые моменты
Большие объемы продажи и серьезная предпринимательская деятельность обуславливают необходимость регистрации собственного бизнеса. Это необходимо для полноценной реализации товара через магазины, рестораны, овощные базы. Такой серьезный подход позволит максимизировать прибыль, отказавшись от работы с перекупщиками и выстраивая работу с оптовыми покупателями напрямую.
Открывать можно ООО или ИП. Но второй формат более легок с точки зрения оформления и сдачи последующей отчетности. Государству придется платить налог. Наиболее выгодным форматом является ЕСХН. Он обуславливает низкую процентную ставку – платить нужно будет 6% от суммы получаемой прибыли. Это позволит отказаться от точных подсчетов затрат.
Продукция должна иметь сертификаты соответствия и качества. Без них оптовики не готовы покупать продукцию.
Подсчет финансовых результатов
Выращивание зелени приносит высокую прибыль. Произведем расчеты для бизнеса в собственной квартире. Допустим, предприниматель решил выращивать лук для последующей продажи. В комнате площадью 25 м2 площадь, пригодная для посадки, составляет порядка 35 м2 (если расположить ящики в несколько ярусов). Отсюда можно рассчитать расходы:
- 1 килограмм лука для посева обойдется в 15 рублей при оптовой закупке;
- на 35 м2 потребуется 350 килограмм лука;
- общие затраты на покупку лука – 5 250 рублей;
- ящики и коробки покупать необязательно – их можно найти у крупных супермаркетов, а опилки – на пилораме;
- на удобрения потребуется 2 400 рублей ежемесячно;
- на установку искусственного освещения придется потратить порядка 12 500 рублей;
- ежемесячные затраты на электроэнергию – 2 000 рублей;
- расходы на транспортировку лука оптовым покупателям – 4 500 рублей.
Общая сумма затрат составит: 26 650 рублей – это и есть стартовые вложения, необходимые для начала собственного бизнеса по выращиванию лука.
Доходы будут следующими:
- с 1 м2 посевной площади вполне реально получить 15 килограмм лука (но необходимо правильно ухаживать за луком, закупить качественную землю и необходимые добавки);
- с 35 м2 посевной площади можно получить 525 килограмм за один урожай;
- за месяц можно собрать 2 урожая лука, то есть месячный объем лука будет равен 1 050 килограммам;
- оптовая цена за 1 килограмм лука – 80 рублей;
- за месяц можно получить 84 000 рублей.
Уже первый месяц плодотворной работы позволит не только окупить первоначальные вложения, но и принести достаточно высокий уровень прибыли. Отсюда можно сделать вывод, что выращивание зелени – высокодоходный и доступный бизнес даже для начинающих предпринимателей, относящихся к своему делу ответственно.