Франчайзинг плотно вошел в жизнь современных бизнесменов. Для начинающих предпринимателей этот формат собственного дела позволяет избежать множества возможных ошибок, открыть его с меньшими затратами. Одной из наиболее востребованных сфер франчайзинга является торговля. Что такое франшиза в сфере торговли, каковы ее плюсы и минусы – все это будет рассмотрено в статье.
Что такое торговая франшиза?
Под франшизой в сфере торговли понимается передача франчайзером права своим франчайзи заниматься торговлей под собственным брендом. При этом новоиспеченный предприниматель активно использует уже готовую методику продаж, участвует в совместном продвижении продукта.
Торговая франшиза особо популярна, ведь 45% российского рынка приходится именно на торговлю.
Она занимает почти половину рынка, опережая общественное питание (оно занимает 2 место) почти в 2 раза. Если же рассматривать объем франшиз отечественного рынка, то можно заметить, что ситуация выглядит следующим образом:
Непроизводственная и производственная розница вместе охватывает 47% всех франшиз. Отсюда становится понятно, что именно торговый франчайзинг сегодня занимает первое место и наиболее активно развивается.
Такая востребованность этого формата бизнеса объясняется двумя причинами:
- легкость покрытия;
- небольшой стартовый капитал относительно других сфер.
Розничная торговля намного популярнее оптовой, ведь предприниматель поддерживает со своими клиентами постоянный контракт. Торговых точек, работающих по франшизе, значительно больше, нежели во всех остальных формах франчайзинга. Это в свою очередь связано с большими масштабами. Ведь почти все представители малого бизнеса занимаются торговлей.
Если рассматривать непосредственно рынок торгового франчайзинга, то можно выделить несколько наиболее популярных направлений:
- продуктовые товары;
- одежда;
- обувь;
- бытовые товары;
- техника;
- косметические средства;
- драгоценности и другие украшения;
- цветы и растения.
Если рассматривать эти форматы, то более востребованными являются магазины, занимающиеся торговлей потребительских товаров.
Оптовая торговля получила не такое большое распространение во франчайзинге. Во многом это связано с тем, что стоимость продаваемых товаров на порядок ниже, нежели в розничной торговле. Для открытия такого бизнеса требуются более серьезные денежные вложения, ведь нужен транспорт, склады. Большое внимание придется уделять и развитию логистики. Все это потребует серьезных затрат, при том что закупочная стоимость будет не на много ниже конечной цены. Именно поэтому оптовая торговля обычно ассоциируется со средним или большим бизнесом.
Плюсы торговли по франшизе
Торговая франшиза позволяет франчайзи избавиться от необходимости решения многих организационных, маркетинговых и стратегических вопросов. Так, к плюсам работы в этой сфере по франшизе можно отнести:
- возможность быстрого получения прибыли;
- наличие сведений о специфике бизнеса, его положительных сторонах и стратегии;
- существенное снижение рисков банкротства и неудач;
- отсутствие необходимости проводить серьезные маркетинговые исследования рынка сбыта;
- снижение расходов на продвижение и рекламу собственного бизнеса (есть уже лояльно настроенные покупатели и франчайзер активно продвигает свою марку на федеральном и региональных уровнях);
- наличие готовой методики работы;
- наличие поставок товаров без временных задержек и по более выгодным ценам.
Недостатки торговли по франшизе
Есть у торговой франшизы и свои недостатки. К минусам можно отнести:
- необходимость работать строго в соответствии с имеющейся методикой;
- поставки товаров почти всегда идут через поставщиков франчайзера;
- для выхода из бизнеса необходимо выплатить франчайзеру некую компенсацию (не всегда, но очень часто);
- наличие риска приобрести неэффективную франшизу, которая станет причиной убыточности бизнеса.
Обзор торговых франшиз
Чтобы не допустить покупку плохой франшизы, необходимо подробно изучать условия договора еще до его подписания. Мы приведем несколько примеров популярных франшиз из разных сфер, расскажем об условиях сотрудничества.
FORWARD – магазин спортивной одежды
Это довольно известная торговая марка в России. Под этим брендом открыто уже более 65 франшизных точек.
Многих предпринимателей привлекают выгодные условия:
- отсутствие роялти и паушального взноса;
- объем инвестиций от 1,8 до 2,6 миллионов рублей;
- получение бонуса в 300 тысяч рублей в подарок при открытии магазина;
- продажа товара данного бренда в своих торговых точках.
Франчайзер говорит о возможности окупить свои вложения уже через 1 год после старта бизнеса.
INCANTO – магазин нижнего белья
Это тоже довольно популярная среди российских потребителей марка. Компания открывает не только франшизные точки продаж, но и собственные. Всего насчитывается более 270 таких магазинов.
Условия франшизы таковы:
- паушального взноса и роялти нет;
- сумма изначальных инвестиций варьируется от 5,5 до 6 миллионов рублей;
- продажа итальянского нижнего белья INCANTO в своем магазине.
Jenavi – магазин украшений
Компания Jenavi занимается созданием ювелирной бижутерии. При этом используются кристаллы Swarovski. По всему СНГ открыто более 230 торговых точек под этим брендом.
Условия франшизы таковы:
- роялти и паушальный взнос отсутствуют;
- стартовый капитал варьируется от 0,5 до 1 миллиона рублей;
- продажа украшений производится на торговой территории площадью от 4 м2 (это позволяет начать работу с минимальными инвестициями, арендовав небольшую стойку в одном из торговых центров).
Подведем итоги
Торговая франшиза – отличная возможность начать собственное дело с относительно небольшими вложениями. Помощь франчайзера позволит избежать многочисленных ошибок и начать собственный перспективный бизнес. Нужно лишь выбрать подходящую сферу и франчайзера.