Многие предприниматели задумываются об открытии собственной пекарни. Такой интерес вызван сразу несколькими факторами: высоким и постоянным спросом на производимую продукцию, приемлемым значением рентабельности, относительной простотой работы (если наладить свое производство, происходить все будет в автоматизированном режиме). Существует несколько вариантов открытия заведения такого типа. В статье мы рассмотрим, как открыть мини-пекарню с нуля, изучив и финансовую сторону вопроса, и перечень необходимых действий.
Анализ рынка хлебобулочных изделий
Хлеб и другие разновидности сдоб – товары, в которых люди нуждаются ежедневно, причем спрос на них почти не зависит от экономической ситуации в стране. Что это означает? Что подобный бизнес будет надежным и прибыльным даже в нестабильное время. Это объясняет столь высокий интерес к такому виду предпринимательства.
Наибольшим спросом среди хлебобулочных изделий пользуется хлеб. Но это не значит, что этим продуктом нужно ограничиваться. Более высокая наценка присуща другим товарам – пирожкам, сдобам, печенью, булочкам и прочим изделиям из теста. Поэтому все их нужно включать в свое производство. Можно рассмотреть возможность изготовления пирогов, в том числе и открытых – с яйцом, вареньем, рыбой, творогом.
Главной опасностью на рынке хлебобулочных изделий являются конкуренты. Во многих городах функционируют целые хлебокомбинаты, они обеспечивают большую часть продуктовых магазинов города этой продукцией. Ситуация на рынке выглядит так:
- около 60% этого сегмента приходится на крупных игроков (заводы, пекарни);
- порядка 25% принадлежат частным небольшим пекарням;
- около 15% выпечки производится в больших магазинах и супермаркетах, но они ориентированы только на своих покупателей, удовлетворяют имеющийся спрос.
Чтобы работа в этой нише была эффективной, необходимо заранее разработать свою концепцию. Главными качествами, которыми должна обладать мини-пекарня, являются:
- изготовление свежих изделий;
- высокое качество продукции;
- невысокая цена на товары.
Все это увеличит шансы на успех предприятия вместе с эффективным поиском потребителей продукции (это могут быть оптовики или конечные покупатели).
Выбор формата для мини-пекарни
Еще до момента открытия и составления производственного цикла, необходимо выбрать наиболее подходящий формат. Тут возможно несколько вариантов:
Формат |
Пекарня полного цикла |
Пекарня по изготовлению продукции из полуфабрикатов |
Франшизное предприятие |
Краткое описание |
Все производственные процессы будут происходить внутри организации, включая замес теста. |
Сама организация не занимается замесом теста, а изготавливает изделия уже из готового полуфабриката. |
Это может быть как предприятие полного цикла, так и изготовление продукции из готового теста. |
Преимущества |
Высокий уровень прибыли, соответствие стандартам на всех этапах производства, минимизация затрат и как следствие увеличение рентабельности. |
Концентрация на выпечке продукции, минимальный размер вложений, меньшее количество необходимого оборудования. |
Отсутствие необходимости разрабатывать сертифицированную технологию производства, работа по готовой бизнес-модели, быстрая окупаемость, снижение рисков. |
Недостатки |
Высокий уровень первоначальных вложений, большее количество необходимого оборудования, сложности в отладке производственного цикла. |
Невысокая рентабельность, меньший уровень прибыли, зависимость от поставщиков теста, более высокая себестоимость продукции, следовательно, меньшая прибыль. |
Дополнительные затраты на покупку франшизы, зависимость от франчайзи, ежемесячные отчисления в виде роялти, невозможность работать самостоятельно, вводить новую продукцию в производственный цикл. |
Кому подходит |
Предпринимателям, имеющим достаточно большой размер капитала или опыт работы в этой сфере. |
Начинающим предпринимателям, не имеющим большого капитала. |
Неопытным предпринимателям, у которых есть достаточное количество средств на покупку франшизы и отсутствуют знания в данной сфере. |
Выбирать вариант нужно исходя из собственных возможностей. Можно разделить такие предприятия и еще на 2 разновидности:
- с оптовыми продажами товаров;
- с розничной продажей (дополнительно потребуется помещение для сбыта, кассиры, кассовый аппарат, придется учесть и другие нюансы).
В первом случае не придется тратить деньги на рекламу, да и готовить продукцию можно исходя из договоренностей с оптовиками. А вот во втором примере возможны излишки, потребуются дополнительные затраты на рекламу и обслуживание помещения. Зато и уровень прибыли окажется более высоким. Заняться розничной продажей можно и позднее, когда будет достаточно опыта. Далее рассмотрим, как открыть мини-пекарню пошагово.
Порядок открытия мини-пекарни
Итак, когда предприниматель определился с форматом, он может приступать к непосредственной работе над открытием своего производства. Пошаговая инструкция по открытию мини-пекарни выглядит следующим образом:
- регистрация предприятия;
- подбор помещения;
- закуп оборудования;
- подбор персонала;
- получение разрешительной документации;
- налаживание каналов сбыта.
Каждый из представленных этапов рассмотрим более подробно, чтобы понимать, как самостоятельно открыть пекарню с нуля.
Регистрация бизнеса
Любая законная деятельность невозможна без предварительной регистрации. В нашем случае предприниматель может зарегистрироваться в качестве ИП или ООО. Второй вариант более сложный, так как требует наличия уставного капитала и уставных документов. Если собственник у бизнеса будет один, логичнее выбрать именно ИП.
Открывая пекарню, можно остановиться на одной из следующих форм налогообложения:
- УСН;
- ЕНВД.
Выбирая упрощенку, лучше останавливаться на схеме «доходы минус расходы», так как рентабельность у такого производства не настолько высока, чтобы предпочесть доходную систему. И все же, более выгодным вариантом будет ЕНВД при условии, что предприятие будет функционировать круглый год и на нем не будет простоев.
Лицензированию деятельность пекарни не подлежит, а вот используемое оборудование должно быть сертифицированным.
Есть и еще один важный момент – все изделия, которые будут производиться на предприятии, обязательно должны иметь специальную декларацию. Этот документ будет подтверждать, что продукция соответствует нормативам ТР ТС 021/2011. Действие такой бумаги временное – 5 лет. Если самостоятельно заниматься ее получением предприниматель не хочет, то он может обратиться за помощью в специализированный центр сертификации.
Поиск подходящего помещения
При подборе производственного помещения очень важно понимать, планирует ли предприниматель продавать продукцию людям или нет. Если предполагается оптовый сбыт, то расположить мини-пекарню можно в спальном районе города или даже за пределами города. Это позволит существенно сэкономить на аренде.
Если же пекарня будет нацелена на конечных потребителей, то пекарню лучше располагать в центральной части города или там, где высока проходимость людей. Правда, за аренду придется платить значительно больше.
Выделим два возможных варианта использования помещения:
- Если у предпринимателя есть средства, то лучше сразу выкупить производственные площади. В конечном итоге это позволит сэкономить значительную часть денег.
- Если имеющегося капитала недостаточно, то начинать придется с аренды. Лучше сразу же думать наперед и найти такого арендодателя, который позднее готов продать помещение бизнесмену.
Размеры будущей мини-пекарни необходимо определять, исходя из масштабов производства. Если планируется готовить порядка 1 000 кг продукции ежедневно, то хватит 150–200м2. При выборе пекарни неполного цикла, площадь может сократиться до 50–100м2.
Требования, предъявляемые к помещению
Важно сделать в помещении правильный ремонт. Если личных знаний недостаточно, лучше обратиться за помощью к технологу. Он не только наладит производство, но и подскажет, какие мощности нужны будут для работы. Необходимо позаботиться о выполнении следующих требований:
- в рабочих помещениях должна работать вентиляционная система;
- открывать собственное производство в подвале категорически запрещено;
- наличие водоснабжения и канализации обязательно;
- на территории пекарни должно быть складское помещение и уборная для персонала;
- во время проведения ремонта нужно обязательно побелить потолки.
Более подробно придется ознакомиться и с нормами, разработанными МЧС и СЭС.
Закупка оборудования
Уровень производительности и качества во многом будет зависеть от того, какое оборудование будет использоваться в пекарне. Его можно разделить на 2 категории:
- производственное (обязательное);
- торговое (требуется в том случае, если продукция продается в розницу).
К первому будут относиться духовые шкафы, специальные печи, столы, стеллажи, листы, ванны. Если тесто будет изготавливаться самостоятельно, то еще понадобятся тестоместы, специальные столы для нарезки, раскатыватели, просеиватели. Для запуска производства хватит и по 1 единице техники. В этом случае можно рассчитывать на изготовление порядка 1 500 кг хлебобулочных изделий в день.
К торговому оборудованию относятся специальные витрины, прилавки, весы, кассовый аппарат. Все это потребует дополнительных вложений.
Подбор персонала
Качество готовой продукции зависит и от профессионализма сотрудников. Обязательно потребуются следующие работники:
- технолог;
- пекари;
- кассиры (если используется розничная продажа).
Технолога нанимать на постоянной основе необязательно. Он потребуется в самом начале для налаживания производства. Если потом предприниматель захочет изменить технологию или ввести новое наименование хлебобулочного изделия, то придется обратиться к специалисту снова.
Работа на таком предприятии подразумевает наличие у всего персонала медицинских книжек. Они должны своевременно проходить осмотр.
Сбор разрешительных документов
Для работы мини-пекарни в обязательном порядке дополнительно потребуются следующие разрешительные документы:
- заключение СЭЗ для производства (придется пройти специальную экспертизу, результаты которой предоставляются в Роспотребнадзор);
- СЭЗ для продукции (порядок оформления идентичен предыдущему заключению);
- заключение от пожарной инспекции;
- сертификат соответствия (получается в Росстандарте).
Налаживание сбыта
Хлебобулочное изделие – товар скоропортящийся. Поэтому о каналах сбыта нужно подумать еще до запуска производства. Если продавать готовую продукцию планируется самостоятельно, то необходимо провести рекламную акцию – раздавать листовки, развешивать плакаты.
В случае оптовых продаж потребуется найти потребителей. Необязательно заниматься этим самостоятельно. Можно доверить такую работу специалисту, который от продаж будет получать процент. Со всеми производителями и поставщиками нужно оформлять официальные договора.
Финансовые показатели
Любой предприниматель, желая работать в данном направлении, интересуется, сколько стоит открыть пекарню. Тут все будет зависеть от множества факторов – объемов производства, формата предприятия, стоимости аренды (ведь в разных регионах стоимость своя), ассортимента. В среднем можно обойтись 1 миллионом рублей, для открытия мини-пекарни.
Размер чистой прибыли может достигать 100 000 рублей. Окупится такое предприятие примерно за 1 год, тогда как уровень рентабельности составляет порядка 10–12%.
Подведем итоги
Открытие собственной мини-пекарни – дело непростое, требующее материальных затрат, времени, определенных знаний. Немало сил уйдет на разработку ассортимента и технологий изготовления. Но если наладить функционирование правильно, то можно надеяться на стабильный размер прибыли даже во времена кризиса.