Открыть столовую, как и всякое заведение общественного питания, довольно непросто. Потребуется масса разнообразных разрешений, сертификатов и лицензий, но людям кушать хочется всегда, поэтому все потраченные усилия, при правильном подходе к организации бизнеса, окупятся довольно быстро. Ниже мы постараемся дать полный и исчерпывающий ответ на вопрос: «Как открыть столовую с нуля?».
Перспективы развития бизнеса
Сегодня четко наблюдаются две чрезвычайно важные тенденции в жизни общества: во-первых, люди стараются экономить время, а, во-вторых, потребители предпочитают здоровую пищу фаст-фуду. Конкуренция в этом сегменте рынка довольно высокая, поэтому бизнес план должен учитывать все аспекты будущей деятельности. Хорошее меню и грамотная кадровая политики позволяют не только потеснить конкурентов, но и занять лидирующие позиции. Прежде чем приступить к реализации бизнес-проекта, необходимо выбрать концепцию заведения. Сегодня принято выделять следующие разновидности столовых:
- Городские столовые – рассчитаны на широкий круг посетителей с минимальным и средним уровнем доходов, проживающих в городах.
- Заведения в бизнес-центрах – обслуживает сотрудников различных компаний.
- Заведения в госучреждениях – рассчитаны на ограниченную аудиторию.
- Заведения в торговых центрах – сюда заходят перекусить во время шопинга.
Каждый тип столовой рассчитан на свою аудиторию и определенный уровень доходов. Столовые в бизнес-центрах будут рентабельней заведений в госучреждениях, если только это не какое-нибудь министерство, или Госдума.
Регистрация и система налогообложения
Реализацию составленного бизнес плана необходимо начать с регистрации столовой. Здесь бизнесмен может выбирать между обществом с ограниченной ответственностью и индивидуальным предпринимателем. ООО пригодится при работе с юридическими лицами, а вот для обслуживания обычных граждан достаточно будет ИП. Во время регистрации необходимо также выбрать коды деятельности ОКВЭД. Для заведений общественного питания это:
- 55.51 Деятельность столовых при предприятиях и учреждениях;
- 55.52 Поставка продукции общественного питания.
Кроме того, необходимо выбрать подходящую систему налогообложения. В зависимости от общей площади зала и правового статуса клиентов можно выбрать одну из двух систем налогообложения:
- ЕНВД;
- УСН.
Для начала деятельности также необходимо получить соответствующие свидетельства и лицензии для Роспотребнадзора и Госпожнадзора.
Что нужно, чтобы открыть столовую? Начать, конечно же, необходимо с выбора места размещения столовой.
Принципы выбора помещения
Городские столовые могут располагаться в разных местах, поэтому перед владельцем всегда будет как минимум несколько вариантов. Выбирая место необходимо учитывать:
- расстояние к ближайшим транспортным развязкам и узлам;
- количество людей, чей маршрут проходит недалеко от заведения;
- наличие предприятий поблизости;
- расстояние к ближайшей парковке.
Помещение должно соответствовать всем требованиям техники безопасности, поэтому необходимо провести проектировочные работы. Копии проектов должны находиться в кабинете директора вместе с другими документами. Помещение столовой должно иметь:
- вентиляционную систему;
- водоснабжение и водоотвод;
- систему внутренней и внешней вязи;
- электроснабжение;
- газоснабжение.
Согласно требованиям пожарной безопасности в столовой должна быть установлена система пожарной сигнализации, огнетушители, а также план эвакуации. Подробная пошаговая инструкция позволит персоналу быстро реагировать на все чрезвычайные ситуации, которых в процессе приготовления пищи может быть предостаточно.
Необходимо также заказать технологический проект. Проектировщиков необходимо выбирать с хорошей репутацией. Качественное выполнение проектов избавит позже от дополнительных расходов на демонтаж оборудования и проблем с органами надзора. Общая площадь должна составлять порядка 200 кв. м. Такого пространства вполне достаточно для одновременного посещения столовой 40-60 посетителями.
Отдельное внимание необходимо уделить дизайну столовой. Времена общепита советского образца давно прошли, и современные посетители требовательны к интерьеру. Разработка логотипа, и уникального стиля столовой будет стоить недешево, но такие инвестиции окупятся с лихвой. Общие требования к интерьеру следующие:
- избегайте слишком ярких цветов, от которых устают глаза;
- не стоит вешать на стены все подряд, количество элементов декора должно быть умеренным;
- светлые тона визуально увеличивают пространство залы.
Оборудование для столовой
В помещении столовой выделяют 3 функциональные зоны: зал для посетителей, линия раздачи и кухня. Каждую из этих зон необходимо укомплектовать специальным оборудованием.
Оборудование для кухни:
- разделочные столы;
- шкафы с охлаждением и морозилкой;
- шкафы с подогревом для варки и жарки;
- электрические плиты;
- автоматические посудомойки;
- различные приспособления для разделки продуктов;
- посуда и приборы;
- шкафы для спецодежды и полотенец.
Оборудование для зала:
- столы;
- скамейки, или кресла;
- вешалки;
- заграждения для направления потока посетителей.
Оборудование для линии раздачи:
- прилавки с подогревом и контейнерами;
- холодильные установки с открытыми витринами;
- столы для размещения выпечки;
- прилавок с подносами посудой.
Нанимаем персонал
Полный штат сотрудников столовой насчитывает около 20 человек. Работы в столовой много, поэтому некоторые операции выполняют одновременно несколько человек. Для столовой площадью 200 кв. м необходимо нанять:
- повара-технолога;
- 2 младших поваров;
- 2 сотрудников на линии раздачи;
- кассира;
- посудомойщицу;
- уборщицу;
- бухгалтера;
- водителя-экспедитора;
- директора.
В зависимости от потребностей производства, штат сотрудников можно доукомплектовать помощниками на кухне, а также посудомойщиками. При подборе кадров работодатель сталкивается с проблемой текучки кадров. Часть работы не требует наличия какой-либо квалификации, поэтому нанимать можно практически любого сотрудника с минимальными навыками. Профессия посудомойщицы, кассира, или уборщицы не считается престижной, поэтому сотрудники часто увольняются. Для решения этой проблемы необходимо использовать дополнительные методы мотивирования сотрудников. Премия за лучшие показатели работы в течение месяца, если и не решит проблему, то, по крайней мере, мотивирует работников прилежней выполнять свои обязанности.
Разрабатываем меню и выбираем поставщиков
Полноценное меню для столовой включает в себя:
- первые блюда: гороховый суп, свекольник, рыбный суп;
- гарниры: картофельное пюре, гречневая каша, рис, овсяная каша, гороховое пюре;
- дополнение к гарниру: жаренная рыба, котлеты, отбивные, шницели;
- салаты: цезарь, с крабовыми палочками, капустный;
- напитки: компот, чай, соки;
- десерты.
Меню разрабатывает повар-технолог в соответствии с требованиями ГОСТ. Поставщиками продукции могут быть как непосредственно сами производители, так и оптовики.
Привлечение клиентов
Заведения общественного питания при госучреждениях в рекламе не нуждаются, но если речь идет о городской столовой, то минимальная рекламная кампания все же необходима. Потенциальные клиенты в столовой хотят видеть вкусную и недорогую пищу, поэтому реклама должна ориентироваться на подачу этой информации. Продвижение городских столовых происходит с помощью наружной рекламы, объявлений в газетах, раздачи листовок на улице. Разумное использование витрины и вывески повышает шансы на привлечение дополнительной аудитории. В торговых центрах иногда очень легко заблудиться, поэтому отличные результаты может принести аудиореклама.
Бизнес план
Подробный бизнес план позволит определить размер стартовых инвестиций, и дать ответ на вопрос: «Выгодно ли открыть столовую?».
Стартовые инвестиции должны покрыть расходы на аренду, ремонт помещения, регистрацию, проектировку, оборудование и инвентарь. Затраты на регистрацию составляют около 20 тыс. рублей.
В условиях экономического кризиса цены на аренду помещения значительно упали, поэтому помещение с площадью около 200 кв. м обойдется в 500 тыс. рублей в месяц. Ремонт помещения будет стоить еще 400–500 тыс. рублей.
Затраты на оборудование:
- линия раздачи (от 350 до 400 тыс. рублей);
- оборудование зала (200 тыс. рублей);
- 50 комплектов посуды (15 тыс. рублей);
- кухонный инвентарь (20 тыс. рублей);
- оборудование для кухни (от 700 тыс. до 1 млн. рублей).
Кроме того, каждый месяц необходимо оплачивать коммунальные услуги, закупать продукты и платить налоги. Наценка на готовую продукцию в столовых не такая высокая, как в ресторанах, поэтому достичь рентабельности заведения можно за счет увеличения количества посетителей.
Фонд заработной платы:
- директор (от 60 до 70 тыс. рублей);
- бухгалтер (50 тыс. рублей);
- повар-технолог (50 тыс. рублей);
- младший повар (35 тыс. рублей);
- кассир (25 тыс. рублей);
- сотрудники на линии раздачи (25 тыс. рублей);
- водитель-экспедитор (30 тыс. рублей);
- посудомойщица (от 15 до 20 тыс. рублей);
- уборщица (15 тыс. рублей).
В зависимости от количества сотрудников, расходы на зарплату будут составлять около 400 тысяч рублей.
Средний чек в столовых составляет около 200-250 рублей, а наценка находится в пределах 150-250%, поэтому при благоприятном стечении обстоятельств вернуть стартовые инвестиции можно через 1,5-2 года.