Производство гипсокартона сегодня привлекает опытных и начинающих предпринимателей. Этот материал пользуется спросом у строителей, ремонтных бригад. Если раньше им приходилось использовать тяжелый железобетон или ждать высыхания цемента, то сейчас работа заметно упростилась благодаря применению ГКЛ. Множество полезных свойств этого материала позволяет обеспечить надежность строительных объектов или отделки. С ГКЛ можно воплощать в жизнь самые смелые и необычные идеи. Гипсокартон активно используется для строительства внутренних перегородок, различных стеллажей, подвесных потолков. Подходит он и для облицовки стен.
По сравнению с железобетоном и цементом ГКЛ обладает особой пластичностью, позволяющей делать из него разнообразные конфигурации.
Полезные свойства ГКЛ
Бизнес на производстве гипсокартона – прибыльная и актуальная ниша. Интерес к такому формату предпринимательства объясняется повышенным спросом на ГКЛ. Неудивительно, ведь он отлично подходит для отделки не только офисных помещений, но и квартир, домов. К полезным свойствам этого строительного материала можно отнести следующие особенности:
- экологическая чистота (ГКЛ абсолютно не токсичен, не воздействует плохо на окружающую среду);
- отлично сохраняет тепло (впоследствии позволяет экономить энергию);
- шумо- и звукоизоляция;
- устойчивость к воздействию огня;
- легкость;
- влагопоглащаемость (отлично впитывает в себя избыток влаги).
А за счет сухой технологии при монтаже гипсокартона отсутствует большое количество мусора. Это ускоряет и сам процесс ремонта или строительства.
Анализ рынка
Производство гипсокартона как бизнес актуально еще и потому, что темпы строительства в России стремительно растут. Увеличивается спрос и на ремонтные работы. Все это провоцирует рост спроса на ГКЛ. Несмотря на то, что в отрасли довольно много готовой продукции, ниша занята не полностью, что дает начинающим отечественным производителям возможность выйти на рынок.
Большую часть гипсокартона, продаваемого в России, производит немецкая компания Knauf и еще несколько иностранных фирм. Но они не способны обеспечить всех желающих ГКЛ. Именно поэтому новоиспеченному предпринимателю не составит труда занять свою нишу на рынке. Тем более что отечественных производителей в этой сфере очень мало. На них приходится не больше 5% от общего объема продаваемых изделий.
Есть и другая важная особенность – открытие собственного бизнеса потребует небольших вложений. Особенно если считать, что речь идет о производственной сфере. Множество перспектив, стабильность, возможность быстрого возврата вложенных инвестиций – все это делает нишу еще более интересной для бизнесмена, особенно начинающего.
Открытие мини-завода или большого концерна?
Конечно, при наличии большого количества средств можно задуматься об открытии сразу крупного предприятия. Если же таких денег у бизнесмена нет, то расстраиваться не стоит, ведь маленький завод имеет свои преимущества:
- Высокий уровень рентабельности. Он выше, чем у крупного завода из-за невысокого потребления энергии и небольшого числа рабочих. Эти факторы позволяют производить картон с такой же себестоимостью, что и крупные заводы. Показатель рентабельности может быть даже выше 50%.
- Доступность. Далеко не у каждого бизнесмена есть достаточно средств для открытия большого завода. А вот маленькое предприятие можно открыть, имея на руках порядка 2 000 000 рублей при производительности 50 листов в сутки или 6 000 000 рублей при производительности 200 листов в сутки.
Ассортимент готовой продукции
Важно еще на этапе планирования собственного производства определиться с тем, какие разновидности гипсокартона будут изготавливаться на предприятии. В нынешнее время выделяют следующие его категории:
- обычный;
- влагостойкий (используется для ремонта в помещениях с влажностью от 85%);
- огнеупорный (не дает огню распространяться за счет наличия в составе стекловолокна).
Разделяют ГКЛ и по его размерам, толщине. Наиболее часто покупатели приобретают листы 2.3х1,2 м. А толщина варьируется от 8 до 24 мм.
Закупка необходимого сырья
Не обойтись будет и без особого сырья, необходимого для изготовления гипсокартона. Речь идет о следующих составляющих:
- картон облицовочный;
- гипс (можно использовать природную или искусственную разновидность);
- синтетический пенообразователь;
- крахмал модифицированный;
- добавки (целлюлоза, казеин, соль, сода и другие).
Конечный состав определяется уже на предприятии. Рецептура для каждой разновидности гипсокартона имеет свои особенности.
Оборудование
Не обойтись будет и без закупки оборудования. Понадобится станок для производства гипсокартона. Он будет иметь несколько составляющих:
- установка для производства смеси из гипса;
- устройство для подачи сырья;
- конвейеры (потребуется сразу несколько разновидностей).
Этого оборудования будет достаточно для открытия производства, изготавливающего порядка 200 листов за день. Обойдется она примерно в 5 000 000 рублей.
Технология производства гипсокартона
Многие предприниматели с опаской смотрят на возможность открыть собственное производство ГКЛ. Такой страх связан с незнанием технологии изготовления гипсокартона. На самом же деле все намного проще, чем кажется. Весь процесс можно разделить на следующие этапы:
- Изготовление смеси. В специальный смеситель в определенных пропорциях добавляют воду и гипсовый порошок. Профессионалы утверждают, что качество готового изделия зависит от того, насколько мелко удалось измельчить гипс.
- На автоматизированную линию при помощи специального устройства подают листы картона – верхний и нижний. На нижнюю часть отправляют гипсовую смесь прямо из смесителя. Ее выравнивают и накрывают верхним листом, смазанным клеем.
- Нижнюю часть выравнивают в соответствии с нужной шириной, после чего вся конструкция проходит через прижимной барабан.
- Полученный картонный профиль с гипсом внутри отправляется на специальный конвейер, где нарезается на листы нужной длины при помощи гильотины.
- Листы отправляют в сушилку и выдерживают там около часа. На выходе обязательно проверяется уровень влажности (он не должен быть выше 7% у каждого листа).
- Обсушенные листы отправляются на специальный станок, где подрезаются края. После чего гипсокартон отправляется на стол для готовых изделий. Оттуда их вручную снимает персонал и кладет в специальные поддоны.
В таком виде гипсокартон отправляют на склад, где он лежит до момента транспортировки покупателю.
Особенности подбора помещения
Как и любое производство, изготовление гипсокартона требует достаточно большой площади. Даже для небольшого завода нужно будет найти помещение с площадью от 600 м2. Особые требования предъявляются к самому производственному цеху. Он должен удовлетворять следующим параметрам:
- температура в помещении не должна опускаться ниже +150С;
- наличие водоснабжения и канализации;
- оборудованная подача природного газа;
- наличие мощной электросети (должна обеспечивать мощностью всю используемое на производстве оборудование).
Кроме производственного цеха нужны будут склады для хранения сырья и готовой продукции. Наличие удобных подъездных путей позволит осуществлять выгрузку и транспортировку быстро и максимально комфортно.
Каналы сбыта
Очень важно еще до момента производства первой партии гипсокартона найти покупателей. Причем это должны быть не разовые клиенты, а компании, настроенные на длительное сотрудничество.
Максимальную прибыль можно получить в регионах с низким или средним уровнем конкуренции. А вот если у предпринимателя много соперников, то работать ему будет сложнее. Зачастую приходится снижать стоимость или предлагать свою продукцию в других регионах, чтобы оставаться на плаву.
Предприниматель, открывая собственное дело, может выбрать сразу несколько каналов сбыта или остановиться на одном. Речь идет о следующих разновидностях продаж:
- оптовые продажи строительным компаниям, торговым фирмам;
- продажа в розницу конечным покупателям, которыми выступают обычные граждане;
- продажа оптом и в розницу через собственный магазин или склад.
Зацикливаться на получении максимальной выгоды с единицы товара не всегда правильно. Иногда лучше продать больше, но по чуть меньшей цене. Так можно найти крупных покупателей, которые будут обеспечивать большую часть спроса на готовую продукцию.
Чтобы не испытывать трудностей со сбытом, необходимо тщательно проработать концепцию продвижения своего товара. Лучше обратиться за помощью в профессиональное рекламное агентство. Открытие собственного сайта, размещение объявлений в газетах, раздача визиток и рекламные билборды – вот главные способы продвижения гипсокартона. Они помогут привлечь оптовиков и обычных людей.
Финансовые результаты
Каждый предприниматель перед началом открытия бизнеса просчитывает размер затрат. При открытии мини-завода потребуется порядка 6 000 000 рублей на следующие статьи расходов:
- закупка оборудования;
- подготовка помещений;
- регистрационные моменты;
- закупка сырья;
- рекламные расходы.
Такой завод будет изготавливать порядка 200 листов в день. Можно снизить затраты втрое, но тогда и производительность упадет до 30–50 листов в день.
Производство 200 листов картона на предприятии без выходных позволит за месяц изготовить порядка 6 000 листов. Продать каждый из них можно в среднем за 200 рублей. Доход составит 1 200 000 рублей. Из них порядка 700 000 рублей уйдет на арендную плату, закупку сырья, оплату труда, налоги, транспортные и рекламные расходы. А 500 000 рублей прибыли в месяц позволят окупить вложения уже примерно через 1 год после открытия.