Заказчик отказывается от приемки работ: что делать подрядчику

Заказчик отказывается от приемки работ: что делать подрядчику
929
21 декабря 2020 г.

Уклонение от оплаты выполненных работ – одно из наиболее распространенных нарушений в сфере подряда. Недобросовестные заказчики затягивают приемку или отказываются от подписания передаточного акта. Отсутствие документального подтверждения препятствует получению вознаграждения. Как бороться со злоупотреблениями, рассказали правозащитники.

Юридическое значение

Передаточный акт признается первичной отчетностью. Документ подтверждает фактическое выполнение работ, доказывает реальность сделки, а также служит основанием отражения операций в бухгалтерском и налоговом учете.

Приемка результата является обязанностью заказчика. Уполномоченный представитель должен осмотреть объект, а затем подписать акт. Наличие претензий к качеству или объему отражаются в письменном отказе от приемки (ст. 753 ГК РФ). Без обоснования причин уклоняться от подписания документа нельзя. Такое поведение суды относят к недобросовестности.

При составлении акта нужно принимать во внимание базовые требования. Они закреплены ст. 9 закона № 402-ФЗ от 06.12.2011 года. Нарушение правил оформления грозит недействительностью первичного документа.

При отсутствии акта подрядчик не может претендовать на вознаграждение. Заказчик же лишается возможности принять издержки к учету. При наличии спора отразить в отчетности расходы или доходы можно лишь по итогам судебного разбирательства. Соответствующие указания содержатся в письме Минфина России № 03-03-06/1/68990. Выводы ведомства подтверждены судебной практикой (дело № А09-6014/2019).

Опасная забывчивость

Уклоняться от приемки работ заказчик может невольно. Причиной становится халатность сотрудников. Фактически объект осматривают, а деньги перечисляют. Однако документально процедуру закрепить забывают. Для заказчика такая невнимательность оборачивается претензиями налогового органа. Подрядчик же рискует столкнуться с иском о неотработанном авансе. Доказательств надлежащего выполнения контракта у него не остается.

Во избежание проблем юристы рекомендуют придерживаться следующего алгоритма:

  1. Назначение ответственного лица. Контроль своевременного оформления документов по контракту возлагают на штатного специалиста. В задачи такого сотрудника входит учет заказчиков, ведение деловой переписки, проверка подписания и отправки первичной отчетности.
  2. Дополнение договора подряда. В тексте соглашения указывается срок проверки качества и объема работ, а также предъявления возражений.
  3. Хранение доказательств вручения документов. Направлять акты для подписания лучше заказным письмом с описью вложений. Отметку о получении может потребовать курьер или сотрудник штатной службы доставки. Электронный документооборот существенно сокращает сроки и исключает отказ от получения корреспонденции.
  4. Переговоры. Если контрагент не возвращает акт приемки, имеет смысл связаться с ним по телефону или иному каналу связи. Одной беседы бывает достаточно для устранения недоразумения. Если заказчик продолжает упорствовать, придется обратиться в суд с иском о понуждении.

Дополнительной страховкой от халатности станет оговорка об автоматической приемке работ. В силу такой пункт подрядного соглашения вступит по истечении определенного срока. Основанием будет бездействие заказчика.

Уклонение от оплаты

Если причиной отказа от подписания акта является нежелание перечислять деньги, взыскивать задолженность придется через суд. Порядок действий будет следующим:

  • Приглашение. Заказчика нужно письменно уведомить об окончании работ, дате, времени и месте приемки. Если в ходе исполнения контракта составлялась документация, к извещению нужно приложить и ее. О необходимости такого приглашения упоминал ВАС РФ в информационном письме № 51 от 24.01.2000 года. Факт вручения необходимо документально зафиксировать.
  • Приемка комиссией. В день встречи с заказчиком потребуется явиться на объект. Если представители контрагента отсутствуют, акт оформляется в одностороннем порядке. Документ подписывается подрядчиком. Порядок действий для участников договора описан ст. 753 ГК РФ. Норма применяется по принципу аналогии к разным подрядным сделкам. Подписанный акт отправляется заказчику вместе с требованием по оплате. В обязательном порядке предварительно составляется опись вложений.
  • Подготовка к судебному разбирательству. Основной задачей становится сбор доказательств. Подрядчик должен подтвердить соответствие стоимости работ выставленным счетам. Приложениями к иску станут заключения экспертов, технические задания, фотографии объекта, видеозаписи, договор, а также деловая переписка с заказчиком.
  • Обращение в суд. Подача иска осуществляется с учетом статуса участников. Коммерческие споры рассматривают государственные арбитражи по правилам АПК РФ. Взыскивать стоимость работ с потребителя придется в порядке общей юрисдикции.

Особое внимание подрядчикам стоит обратить на причины уклонения от оплаты. Если заказчик испытывает серьезные финансовые трудности, возникает риск банкротства. В этом случае нужно добиваться включения в реестр кредиторов.

Претензии к объему и качеству

Отказ от подписания акта нередко обусловлен недовольством заказчика. Контрагент требует устранения недостатков. Оплатить работы он готов лишь после исправления недочетов. Стороны могут урегулировать конфликт мирным путем. Алгоритм действий будет выглядеть так:

  1. Документальное оформление претензий. Нужно попросить заказчика письменно изложить свои требования. Партнером должны быть указаны все недостатки или отклонения от технического задания.
  2. Формирование двусторонней комиссии. Коллегиальный орган создается с целью преодоления разногласий. В его состав включается равное количество представителей подрядчика и заказчика. Комиссия осматривает объект, подтверждает или опровергает наличие дефектов, устанавливает сроки устранения. Если в возникновении недостатков виноват заказчик, утверждается дополнительная смета.
  3. Новый акт. По окончании работ подрядчик вновь направляет передаточный документ на подписание. День, время и место приемки указываются в письменном уведомлении.

Если разрешить спор путем переговоров не удалось, дело передают на рассмотрение суда. Реальные объемы и качество работ определяются экспертом.

Ваша оценка данной статье:
Бесплатный вопрос юристу
Вам будет интересно
Комментарии (0)
Ваш e-mail не будет опубликован.
Обязательные поля помечены *
Ваш комментарий будет первым!