Порядок назначения генерального директора ООО с одним или несколькими учредителями очень похож. Главное отличие заключается в том, на основании какого документа происходят кадровые перестановки. Если учредитель у организации один, то он принимает единоличное решение. Если же учредителей несколько, то составляется протокол общего собрания.
Пошаговая инструкция
Итак, в организации решили сменить генерального директора. Чтобы эта процедура оказалась правомерной, действовать нужно в строгом соответствии с российским законодательством и Уставом организации. Порядок действий будет следующим:
- Сначала претендент на пост генерального директора должен заявить о своем желании получить должность. Сделать это нужно в письменной форме. Причем документ составляется не на имя текущего гендиректора, а на имя председателя общего собрания учредителей (в случае с одним учредителем – на его имя).
- Если в ходе рассмотрения заявления учредители на общем собрании решат, что кандидатура потенциального директора им подходит, тогда поднимается вопрос о снятии с поста нынешнего гендиректора. Причем его могут не только уволить, но и перевести на какую-то иную должность. В этом же заседании решают вопрос о принятии нового человека на пост генерального директора. Все кадровые перестановки обязательно фиксируются в протоколе и подписываются должным образом.
- Новый директор получает ряд полномочий. Так, принимать решения относительно деятельности компании он может без доверенности. Поэтому внести данные о новом управляющем нужно в ЕГРЮЛ, поставив тем самым в известность налоговую службу. Заняться этим вопросом может новоиспеченный директор, предоставив заявление и иные документы в ФНС.
- В 5-дневный срок на руки директору выдадут выписку из ЕГРЮЛ со всеми изменениями.
Кстати, начать свою деятельность в качестве генерального директора человек может еще до того, как все сведения о нем будут переданы в налоговую службу.
Перечень необходимых документов
Прием человека на пост гендиректора требует составления ряда обязательных документов, а именно:
- решение о назначении;
- трудовой договор между сторонами;
- приказ о назначении человека на должность.
Обязательно должна быть составлена должностная инструкция, с которой нужно ознакомить человека, вступившего в должность. В ней обязательно прописываются права, обязанности и полномочия лица, занимающего пост гендиректора.
Кадровые нюансы
Генеральный директор – важнейший человек компании. Поэтому осуществлять его прием на работу нужно в строгом соответствии с российским законодательством. Так, некоторые ООО используют стандартную форму приказа о приеме гендиректора на работу. Но это не совсем верно, ведь в документе обязательно должно быть указано, что основанием для приема на работу является решение общего собрания или единственного учредителя. В приказе также должна быть дата принятия на работу, реквизиты протокола (его номер и дата составления).
Перечень обязательных документов для приема на работу может быть разным. Но он обязательно включает в себя паспорт, трудовую книжку, документы об образовании. Дополнительно учредители могут запросить свидетельства о прохождении курсов, рекомендации с других мест работы, подтверждения знания иностранных языков, программного обеспечения или чего-то еще.
На какой срок нанимают гендиректора?
Если руководствоваться нормами трудового права, сразу можно сказать, что с новым генеральным директором можно заключать договор на какой-то оговоренный срок или на неопределенное время. Конкретное решение принимается в соответствии с:
- решением совета директоров;
- Уставом ООО.
Необходимо также не забывать о наличии федеральных законов в различных отраслях, которые определяют максимальные сроки занятия должности гендиректора. К примеру, в сельскохозяйственной сфере он не может превышать 5 лет.
При установлении конкретного срока учредители компании должны руководствоваться несколькими критериями:
- не должен быть слишком длительным (чаще всего устанавливается на отметке 2 – 3 года);
- должен позволить гендиректору в полной мере выполнить поставленные перед ним задачи.
Что еще нужно сделать?
Когда человек будет принят на работу, нужно сообщить о смене директора в банк. Если там открыт расчетный счет, то придется также предоставить в учреждение оригиналы приказа о приеме на работу, решения собрания учредителей. Необходимы и образцы подписей нового генерального директора.
Ряд полномочий может быть не прописан в трудовом договоре и должностной инструкции. Для расширения круга действий нового работника в таком случае нужно будет составить доверенность и заверить ее у нотариуса.