Смена директора ООО с единственным учредителем происходит почти так же, как и в случае наличия у организации сразу нескольких участников. И все же, существует ряд моментов, которые необходимо учитывать.
Общие положения
Директор компании – одно из важнейших лиц организации. Именно он занимается делами, действуя в интересах ООО. Причем совершать множество действий он может даже без наличия доверенности, так как эти права передаются ему, вместе с приемом на работу. Зачастую текущие решения директор принимает самостоятельно, не требуя разрешений от иных органов компании.
Сведения о директоре компании заносятся в ЕГРЮЛ. Поэтому, его увольнение и прием на должность другого лица потребуют внесения изменений в этот реестр. Поэтому без обращения в налоговую службу будет не обойтись.
Смена директора должна происходить в полном соответствии с действующим законодательством. Важно делать все шаги последовательно, чтобы не нарушить закон. Несмотря на такую строгость, разобраться с перечнем действий смогут и учредители, чтобы не обращаться за помощью к нотариусам или другим лицам, помогающим провести процедуру смены директора.
Последовательность действий
Учредители, увольняя прежнего директора, должны понимать, что у руля компании должен стоять только один человек. Поэтому не допустимы следующие ситуации:
- прежний директор еще числится в штате, а на его месте трудится другой человек;
- старого директора уже уволили, а на его место пока никого не взяли.
Очень важно найти подходящую кандидатуру на роль директора в короткие сроки. В крайнем случае, единственный учредитель может назначить себя директором на некоторое время.
Принятие решения о смене
Инициация поиска нового директора и увольнения старого начинается с подготовки решения единственного учредителя о смене руководителя. В случае с несколькими участниками ООО составляется протокол общего собрания. При этом единоличный учредитель должен решить несколько вопросов и зафиксировать свои решения:
- увольнение прежнего директора (обсуждаются условия расторжения трудового договора и причины);
- прием на работу нового директора (обсуждаются нюансы заключаемого трудового договора, полномочия нового руководителя).
На этом же этапе определяются сроки проведения мероприятий, связанных с увольнением/принятием на работу.
Кадровые перестановки
Далее документально оформляется увольнение и прием на работу. На этом этапе важно своевременно произвести расчеты с прежним директором, выдать на руки трудовую книжку.
Не забывайте, что для увеличения полномочий директоров часто учредители выписывают на них доверенность. При этом она имеет свои сроки действия. И увольнение директора не является основанием для автоматического отзыва доверенности. То есть, придется приостанавливать ее действие самостоятельно.
Оформление заявления
Когда новый работник будет принят, нужно будет внести сведения в заявление формы Р14001. Оно обязательно заверяется у нотариуса. Дополнительно он запросит такой пакет документов компании:
- ИНН;
- ОГРН;
- Устав;
- решение о смене директора.
Еще может потребоваться выписка из ЕГРЮЛ с последними изменениями. Некоторые нотариусы требуют принести ее бумажный вариант, а кому-то достаточно и электронного документа. Этот вопрос лучше уточнить заранее, чтобы собрать полный и правильный пакет бумаг.
Обращение в ФНС
Когда заявление о внесении изменений в ЕГРЮЛ будет составлено и заверено, придется обратиться в налоговую инспекцию. Причем сделать это нужно не позднее, чем через 3 дня (учитываются только рабочие дни) с момента принятия решения о смене директора.
Если бумаги будут поданы в ФНС позже установленного срока, на организацию или ответственное лицо могут наложить штраф за административное правонарушение в размере 5 000 рублей.
Многие учредители в случае смены директора задаются вопросом, а какие еще документы им нужно принести в налоговую службу кроме заявления по форме Р14001? Здесь нужно руководствоваться приказом Минфина России №169н от 30.09.2016. В документе никаких дополнительных бумаг не прописано. Но при обращении в местную ФНС сотрудники могут дополнительно запросить:
- решение о смене директора;
- приказ о принятии на работу нового директора.
А вот квитанцию об уплате госпошлины требовать они не имеют права, так как уплачивать ее в случае смены директора не нужно.
ООО – это юридическое лицо. Поэтому и для изменения сведений обращаться нужно не в ближайшую ФНС, а в то ее отделение, где производилась регистрация компании. Правда, в крупных городах для удобства предусмотрены специальные регистрирующие инспекции, которые как раз и занимаются вопросами внесения изменений в учредительные и иные документы компаний.
Получение обновленной выписки
После подачи документов в налоговую службу сведения будут обработаны в течение 5 рабочих дней. Далее заявителю на руки выдается обновленная выписка из ЕГРЮЛ. В ней будет находиться информация о том, что произошла смена руководителя в ООО.
Уведомление о смене директора
Любая организация имеет контрагентов, партнеров. И в случае смены директора их нужно поставить об этом в известность. В обязательном порядке уведомить нужно и обслуживающий банк. Если в нем у компании открыт расчетный счет, то необходимо принести еще и такие документы:
- решение о смене директора;
- выписка из ЕГРЮЛ;
- приказ о принятии на работу нового директора;
- образцы подписей принятого на работу директора.
А если организация пользуется учетной записью в системе интернет-банкинга финансового учреждения, то придется сгенерировать для нового директора отдельный электронный ключ. Иначе производить финансовые операции по интернету он не сможет.
После этого новый директор сможет начать свою деятельность, свободно проводить сделки, финансовые операции и другие действия, обозначенные перечнем его полномочий.