В числе наиболее примечательных законодательных инициатив последних лет — внедрение механизмов применения российскими предпринимателями типовых уставов хозяйственных обществ. Что представляют собой данные документы? Каким образом их можно задействовать?
В чем сущность типового устава ООО?
Типовой устав для ООО — это учредительный документ хозяйственного общества, который владельцы бизнеса вправе использовать в целях упрощения процедуры государственной регистрации Общества, а также регламентации его деятельности. На законодательном уровне внедрение механизмов применения типового устава ООО в правовое поле РФ осуществляется с 2014 года. Но только в 2018 году ожидается окончательное закрепление данных механизмов в нормативных актах. Соответственно, после этого будет возможно практическое применение типового устава.
Основными его преимуществами можно назвать:
- возможность применения упрощенного документа вместо индивидуализированного устава, составление которого может потребовать значительных сил и средств от владельцев бизнеса (поскольку к такому уставу законодатель выдвигает ряд строгих требований);
- сведение к минимуму риска отказа Налоговой службой в регистрации ООО на основании неверных формулировок в уставе (при использовании типового это попросту невозможно, поскольку формулировки в нем априори будут соответствовать законодательству);
- отсутствие обязанности сдавать типовой устав в ФНС при регистрации фирмы — достаточно в регистрационной форме лишь сослаться на факт его применения в хозяйственной деятельности ООО (в то время как индивидуализированный документ необходимо предоставлять в ведомство).
Таким образом, типовой устав по задумке законодателя — это, фактически, номинальный учредительный документ, наличия которого и не требуется в обособленном виде. Вместе с тем, его юридическая сила выше, чем у устава индивидуализированного. Типовой устав прописывается в законе, и владельцы бизнеса декларируют готовность следовать его положениям, равным по юридической силе нормам закона. Таким образом, типовой устав обязателен для исполнения хозяйственным обществом равно так же, как обязательны другие нормы федерального законодательства.
В свою очередь, индивидуализированный устав — это источник норм на локальном уровне. Положения в нем не должны противоречить нормам права с большей юридической силой. В частности, тем, что закреплены в федеральном законодательстве.
Изучим теперь то, каким образом может происходить практическое применение типового устава. Рассмотрим механизмы, в рамках которых может осуществляться регистрация ООО с типовым уставом.
Нужно отметить, что данные механизмы не следует считать полностью официальными, поскольку они, а также порядок действий участников правоотношений в их рамках, пока что не утверждены на уровне нормативных актов. Но их содержание вполне логично следует из действующих норм законодательства, а также из практики применения традиционных механизмов регистрации ООО владельцами бизнесов.
Практическое применение типового устава: регистрация ООО
Применение типового устава владельцами бизнеса на практике возможно в рамках 3 основных сценариев:
- Непосредственно при регистрации новой фирмы.
- При решении владельцев действующего бизнеса перейти с типового на традиционный устав.
- При решении владельцев действующей фирмы перейти с традиционного на типовой устав.
В первом сценарии предполагается осуществление привычной процедуры регистрации ООО, но в ее рамках будет использоваться регистрационная форма — Р11001, в которой может отражаться тот факт, что фирма предпочтет работать по типовому уставу. Кроме того, ожидается, что у учредителей фирм появится обязанность ссылаться на факт следования типовому уставу в решении об учреждении ООО.
Во втором сценарии владельцам фирмы, вероятнее всего, будет необходимо:
- на общем собрании учредителей принять решение о том, что фирма желает начать работу по типовому уставу;
- направить в Налоговую службу заявление по установленной форме об изменении в ЕГРЮЛ о юридическом лице (скорее всего, это также будет форма Р14001, в которой могут быть предусмотрены разделы для указания сведений о переходе хозяйствующего субъекта на типовой устав);
- проинформировать о том, что ООО будет следовать типовому уставу, тех или иных управомоченных лиц (например, банк — если условия кредитного договора предписывают предприятию информировать кредитора об изменениях в учредительных документах).
В третьем сценарии владельцам фирмы, вероятнее всего, нужно будет:
- разработать индивидуализированный устав;
- на общем собрании собственников принять решение о том, что фирма не будет работать на основании типового устава, а также о том, что будет применяться традиционный;
- направить в ФНС документ об изменениях (форму Р13001), решение общего собрания, текст нового устава, документ о перечислении пошлины.
Безусловно, указанные механизмы будут действовать в рассмотренном порядке лишь предположительно. В любом случае, даже по факту принятия на законодательном уровне необходимых норм, владельцам бизнесов при переходе на типовой устав (или при исходной регистрации фирмы по нему) будет крайне полезно запрашивать консультации у представителей ФНС. Позже, когда правоприменительный механизм применения типового устава будет отлажен, действия бизнесов уже могут приобретать более автономный характер.
Где можно ознакомиться с типовым уставом?
На данный момент окончательная редакция типового устава ООО на законодательном уровне еще не утверждена. Но с содержанием законопроекта, в соответствии с которым рассматриваемый документ, вероятнее всего, будет принят, можно ознакомиться на странице http://regulation.gov.ru/projects#npa=50223 на сайте Правительства России.
Как только данный законопроект будет принят, то после этого на уровне ведомственных распоряжений будет реализован механизм информирования ФНС о порядке действий при получении от налогоплательщиков желания работать по новому уставу. Сведения о том, как применять рассматриваемый документ на практике, заинтересованные лица, прежде всего, учредители хозяйственных обществ, смогут получить при обращении в Налоговую службу.
Вместе с тем, о каких-либо конкретных сроках окончательного принятия соответствующих законодательных инициатив пока не известно. Регулирующие ведомства пока не дают по данному вопросу каких-либо официальных комментариев. Но правомерно ожидать их в ближайшем будущем.
Основной фактор реализации рассматриваемых законодательных инициатив — обозначенная Правительством России цель, которая заключается в обеспечении высоких позиций нашей страны в международных рейтингах, связанных с предпринимательством — например, в рейтинге Doing Business. Один из критериев установления высокого места в нем — простота регистрации юридического лица. Возможность использовать типовой устав ООО, очевидно, способствует данной простоте. Поэтому, в появлении соответствующего правового механизма в обозримом будущем, а также в скором формировании достаточного опыта бизнесов в пользовании им (и опыта ФНС — в контроле над данной процедурой) Правительство России очевидным образом заинтересовано.