Какие подводные камни могут быть при оформлении договора франшизы

6584
7 октября 2019 г.

Договор франшизы — юридическая бумага, где оговариваются особенности сотрудничества франчайзи (получателя услуги) и франчайзера (первичной компании). В документе согласовываются условия, тарифы, ответственность, права и обязательства сторон, а также остальные моменты.

По договору франшизы предприниматель использует торговую марку и получает помощь в развитии бизнеса. Несмотря на ряд преимуществ, такое сотрудничество имеет много подводных камней, на которые нужно обращать внимание. Ниже рассмотрим, как избежать таких проблем, какие ошибки допускают предприниматели, а также, в чем плюсы и минусы договора франчайзинга.

Кратко о договоре франшизы

Термин «франшиза» подразумевает покупку или аренду уже сформированного и раскрученного бизнеса. В роли покупателя может выступать юридическое или физическое лицо, а также ИП. Франчайзи и франчайзер составляют договор, позволяющий распоряжаться брендом, использовать рекламу, характерную символику и т. д.

В теории покупатель франшизы оказывается в комфортных для себя условиях. У него имеется товар, клиенты и бренд. Кроме того, он получает ряд дополнительных опций:

  • помощь в оформлении бизнес-плана;
  • консультацию по нюансам, которые касаются франшизы;
  • поддержка в продвижении бизнеса и распространении информации;
  • обучение персонала;
  • поставка товара;
  • поиск помещения и помощь в его оформлении и т. д.

Услуга франшизы предоставляется не бесплатно. Покупатель обязан заплатить паушальный взнос, а также ежемесячно перечислять роялти (процент от дохода).

Размер роялти может отличаться и составлять от 6 до 10% (в зависимости от вида бизнеса и набора опций, которые предоставляются по договору). К примеру, наиболее дорогими считаются закусочные быстрого питания, а также бизнес в образовательной сфере и секторе недвижимости.

Действующие тарифы и набор услуг: реальный пример

Условия по договору франшизы в каждой компании отличаются. Для примера рассмотрим особенности одного из франчайзеров России, предлагающего свои услуги. В распоряжении франчайзи три тарифных плана:

  1. Дешевый. При оформлении этого тарифа первоначальный взнос равен 290 т. р., а ежемесячный процент 10% от прибыли. Продавец берется за обучение сотрудников клиента в течение двух недель. После этого передается реклама, брендбук, договора, стандартные формы документации, контракты возможных клиентов, советы по взаимодействию с работниками и т. д. Далее покупатель франшизы запускает бизнес и находится на связи с франчайзером. После выхода на стабильную прибыль продолжается взаимодействие, консультации в юридической и технической сфере.
  2. Стандартный. В отличие от прошлого варианта, размер паушального взноса повышается до 540 т. р., а роялти остается таким же (10 % от выручки). Представитель продавца франшизы сам приезжает к франчайзи, открывает бизнес, занимается наймом работников, оформляет договора. Далее в течение 30 дней он обучает новоиспеченного бизнесмена и уезжает после того, как франчайзи получает необходимый опыт для самостоятельной работы.
  3. Дорогой. Паушальный платеж составляет 950 т. р., а часть франчайзера составляет 50,1 %. Стороны оформляют договор франшизы, согласно которому доля владения франчайзи находится в пределах 49,9 % бизнеса. При этом продавец сам запускает и ведет проект, а франчайзи получает доход. Такой вид деятельности имеет много общего с инвестированием.

Вне зависимости от способа сотрудничества франчайзер обещает одинаковый размер прибыли и окупаемость за 90 дней. Доход предприятия уже после первого года может достигать миллиона рублей ежемесячно с чистой прибылью около 500 т. р.

Содержание договора франшизы и других документов: подводные камни

Соглашение между сторонами оформляется письменно, а в качестве объекта сделки выступают права на применение интеллектуальной деятельности, опыта и репутации. В документе прописываются:

  • данные сторон;
  • предмет сотрудничества и период действия договора;
  • размер вознаграждения;
  • права и обязательства;
  • тонкости разрешения спорных ситуаций;
  • адреса и контакты;
  • дата и подпись.

Состав договора индивидуален и зависит от условий франчайзи. При оформлении документа нужно понимать, какие подводные камни могут быть при подписании бумаги. Сразу отметим, что стороны подписывают два договора. Кроме обычного (по франшизе), оформляется корпоративное соглашение.

Договор франшизы

Ключевое внимание уделяется оформлению договора. Здесь имеется несколько моментов, которым нужно уделить внимание:

  1. Название. Документ часто позиционируется как договор по оказанию услуг и информационному сопровождению. Сама формулировка должна быть более четкой. Это же касается предмета соглашения, где прописываются задачи франчайзи.
  2. Планируемый результат. Часто в договорах прописываются расплывчатые формулировки. Желательно, чтобы указывался точный результат, которого можно достигнуть в процессе взаимодействия.
  3. Права и обязанности. Здесь франчайзер должен указать реальные обязательства. Особое внимание должно уделяться открытию компании, найму директора, снятию офиса, поиску клиентов и т. д. Набор услуг перечисляется с учетом выбранного тарифного плана. Некоторые продавцы франшизы указывают эти данные в приложении к договору, но тогда в основном «теле» документа должна быть точная ссылка на интересующий пункт. Необходимо прописывать реальные сроки и ответственность стороны, а невыполнение условий должное вести к санкциям (к примеру, в виде штрафа). Договора франшизы часто напичканы пустыми словами в виде «качественно», «своевременно» и т. д. Без уточнения они не имеют значения.

Иными словами, формулировки договора франшизы должны быть четкими с точным перечислением прав и обязательств, цифрами, сроками и размерами наказания. Расплывчатость — главный бич таких документов.

Соглашение по созданию компании

Вместе с договором франшизы часто оформляется еще один документ — соглашение о создании компании. Здесь нужно обратить внимание на такие нюансы:

  • Название. При открытии фирмы несколькими лицами оформляется учредительный договор, который передается в ФНС и получает юридическую силу. Формулировки типа «соглашение об открытии хозяйственного общества» недопустимы, ведь они не предусмотрены законодательством.
  • Формулировки. Все определения должны быть юридически грамотными и не вводить в заблуждение. Главная проблема таких соглашений — размытость всех формулировок, из-за чего впоследствии не удается защитить свои права.
  • Ссылки на договор франшизы. При оформлении соглашения должны быть точные ссылки на те или иные пункты основного документа. Если фразы повторяются в разной формулировке, это может вызвать вопросы и споры в будущем.

Составление договора и соглашения — задача продавца франшизы, а франчайзи должен проверить его содержание и быть внимательным к наполнению. Особое внимание стоит уделить финансовой составляющей, правам и обязательствам сторон.

Большинство франчайзеров составляют договор на скорую руку в расчете на то, что получатели услуги не будут изучать документ. В таком случае могут возникнуть трудности и конфликтные ситуации, требующие оперативного решения.

Главные ошибки при оформлении договора

При составлении договора франшизы часто допускается много ошибок, которые в дальнейшем негативно влияют на взаимодействие сторон. Выделим основные:

  1. Документ оформляется без понимания сути. Необходимо разобраться в каждом термине и определении. Перед подписанием важно изучить договора нескольких франчайзеров, пообщаться с юридически подкованными людьми, посоветоваться с другими покупателями франшизы. Они дадут дельные рекомендации, чему уделить внимание, и как избежать подводных камней при сотрудничестве. Зачем набивать те «шишки», которые можно сразу исключить.
  2. Ошибки в позиционировании. Помните, что в качестве сторон договора могут выступать лишь коммерческие организации и ИП. При этом договор франшизы относится к интеллектуальной собственности. Это означает, что нужно смотреть на нормы о лицензионных соглашениях.
  3. Преждевременная оплата. Нельзя торопиться с переводом паушального взноса до оформления соглашения в Роспатенте. Такая поспешность чаще всего приводит к спорам между сторонами. К примеру, франчайзи не устраивает качество услуг или продукции, а продавец франшизы отказывается компенсировать убытки из-за недействительности документа. Пока договор не зарегистрирован в Роспатенте, он не имеет юридической силы.
  4. Оформление без проверки. Многие франчайзи оформляют договор на доверии и не проверяют вторую сторону соглашения. Это грубая ошибка. Важно проконтролировать наличие регистрации, патента и товарного знака. Без этого не удастся защититься при неправомерном применении бренда.
  5. Отсутствие четкой территории. При составлении договора важно отдельное внимание уделить границам, ведь франчайзер может продать франшизу сразу нескольким покупателям, работающим в одном регионе. В результате из-за высокой конкуренции бизнес быстро прогорит. Во избежание таких проблем важно сразу оговаривать область, в которой будет работать только один представитель. Эта особенность должна прописываться в соглашении.
  6. Сроки. Еще одна распространенная ошибка — отсутствие четких сроков. По всем правилам договор должен иметь начальную и конечную дату, которая согласовывается сторонами до подписания документа. Если при оформлении соглашения франчайзи согласен на бессрочную форму, продавец франшизы сможет расторгнуть соглашение по собственной инициативе. Все, что требуется — предупредить покупателя о своем намерении за полгода.
  7. Стандарты. В тексте документа должны фиксироваться стандартны качества для определенных поставщиков. Нельзя, чтобы продавец франшизы навязывал свои условия в плане поставок, материалов и т. д. Такие действия часто ведут к непредвиденным затратам и уменьшению чистой прибыли. В некоторых ситуациях франчайзи и вовсе банкротятся. Эти нюансы необходимо обговорить еще до начала сотрудничества и оформления договора.
  8. Спешка. Начинающие предприниматели так торопятся начать бизнес, что редко читают договор. Такой подход — верный путь к провалу, дальнейшим судебным разбирательствам и крупным штрафам. В таком вопросе нельзя торопиться. Лучше самому перечитать документ или поручить этот вопрос юристам (при отсутствии достаточного опыта). Привлечение профессионала позволяет избежать многих подводных камней и повышает вероятность успешного бизнеса.
  9. Никаких устных договоренностей. Необходимо помнить, что закон принимает во внимание только письменные документы. Обсуждение каких-либо условий сотрудничества в устной форме не накладывает обязательств. Следовательно, сразу после оформления договора франшизы его нужно зарегистрировать в Роспатенте. Если этого не сделать, документ имеет нулевую силу.

Если исключить рассмотренные выше ошибки, можно повысить шансы на успех в бизнесе, снизить риск судебных разбирательств и банкротства на ранней стадии.

Правила выбора франчайзера

В завершении выделим ряд рекомендаций, как правильно подобрать продавца франшизы перед заключением договора. Алгоритм такой:

  1. Посмотрите на год основания компании (чем больше, тем лучше).
  2. Обратите внимание на количество партнеров (франчайзи).
  3. Потребуйте документы, подтверждающие отсутствие открытых судебных дел или проблем с ФНС.
  4. Проверьте аспекты деятельности компании и документальное подтверждение.
  5. Всегда спрашивайте, если какие-то моменты непонятны.
  6. Внимательно подойдите к цифрам и ставкам.
  7. Сходите в компанию, которая работает под интересующей франшизой для оценки эффективности идеи.
  8. Изучите историю деятельности франчайзи, особенности успехи, рейтинги.

Оформление договора франшизы имеет ряд преимуществ — получение популярного бренда, быстрое развитие, бесплатное обучение и консультации. Но нужно помнить о подводных камнях — ограниченности действий, жестких требованиях и дополнительных расходах. Чтобы избежать проблем, важно читать договор, а при необходимости привлекать к помощи юристов.

Ваша оценка данной статье:
Бесплатный вопрос юристу
Вам будет интересно
Комментарии (0)
Ваш e-mail не будет опубликован.
Обязательные поля помечены *
Ваш комментарий будет первым!